10 самых агрессивных захватчиков мира
Они чужие. Их скоро будет больше, чем нас. Они съели наше сало и пьют нашу траву… В каждом живом сообществе обязательно найдутся те, кто укажет на кого-то, обвинит во всех бедах и будет прав. С тех пор, как человек научился плавать, нет, извините — ходить в море, мирные экологические пирамиды в биотопах разных стран и континентов оказались подрыты вмешательством вселенцев — новых, активных, задорных, не знающих конкуренции видов растений и животных, которые в свежих условиях расплодились и всё испортили. Те, кто верит в Бога и Его промысел, согласятся: в ответ на колорадского жука мы достойно атаковали американцев черноморским бычком, который отнял почти все нерестилища у форели в Великих озерах. Но ведь и картошку нам никто не дарил, сами взяли. В ответ на обвинения в экологическом криминале человек смущенно пожимает плечами, да и что с него взять-то, коли человек и есть самым инвазивный вид в истории жизни на Земле. Будем считать, что гомо сапиенс — это захватчик номер ноль, по дефолту. Следующую за ним десятку осветим в хаотическом порядке, начав с растения.
Кудзу
На русских кладбищах встречаются таблички: «Уничтожайте плющ, он губит деревья». Но наш плющ — петрушка в сравнении с японским растением кудзу. Если верить теориям заговора, атака кудзу на Соединенные Штаты была одним из первых этапов мести Японии за Хиросиму. В начале 1950-х годов кудзу широко рекламировалось в восточных штатах, как средство от эрозии почвы. Американцы, выросшие в неге, не сумели настроиться на регулярный уход за бодрой японской лианой, и в итоге кудзу покорило 11 тысяч квадратных миль американского востока. Если за домом не ухаживали, за год он превращался в зеленый холм. Недавно кудзу видели в Орегоне, это дальний Запад, до родины-Японии уж черенком подать…
Случись это вторжение 200 лет назад, не было бы сегодняшней Америки. А теперь растет кудзу — ну и пусть растет. Но через несколько лет фермерам придется поднапрячься.
Кролики
У нас, чтобы питаться кроликами, надо неплохо зарабатывать. Ценный зверь. А кое-где вам еще и доплатят, лишь бы избавили кого-то от кроликов. Страшный зверь…
Фермер Томас Остин — человек, за которого Австралии стыдно перед самой собой. В 1859 году он выпустил на свободу 24 серых кроликов. На воле кролики занялись тем, что у них лучше всего получается. К концу 19-го столетия ушастые расплодились настолько, что под угрозой оказался не только животный мир Австралии, но и ее почвы. В 1930-х власти страны применили биологическое оружие, вирус миксоматоза. Знаменитое фото с пьющими кроликами сделано при испытании яда, растворенного в искусственном водоеме. Вирус оказался эффективным на 90%, но к 1950 году перестал действовать на кроликов. За время эпизоотии число зверьков сократилось «всего» на 500 миллионов особей. Свести популяцию братцев-кроликов к минимуму удалось лишь в последние годы. Для защиты от них возведен самый длинный в мире сетчатый забор.
Скворцы
Кому-то надоели чайки, кто-то злобно палит из пневматики по воронам, а где-то не знают продыха от скворцов, милых певунов…
1890 год. Богатый аптекарь Юджин Шиффелин торжественно выпустил в Центральном парке Нью-Йорка на американскую волю 60 европейских скворцов, еще через год — 40 птичек. Любитель природы желал усластить уши американцев весенними трелями, и не мог предугадать, что его подарок будет причинять ущерб 800 миллионов долларов в год сельскому хозяйству США, не говоря о многочисленных авиакатастрофах, спровоцированных бесноватыми стаями вселенцев. Скворцы-паразиты собираются в компании до миллиона сотоварищей и больше. Со стороны это выглядит очень красиво, но только со стороны. Наши голуби и грачи нервно клюют шелуху от семок в сторонке…
Бирманские питоны
В теплом климате Флориды прижиться может кто угодно. Особенно для этого подходят просторы заповедника Эверглейдс на заболоченном юге полуострова. Местные жители, ученые и неученые, любят выпускать на свободу диковинных существ, привезенных из Африки и Азии. Их численность до недавнего времени успешно регулировали аборигенные аллигаторы — пока кто-то добрый не поселил в заповеднике бирманских питонов. Прожорливые гады 6-метровой длины быстро навели в Эверглейдс свой порядок. С 2002 г. зарегистрированы десятки случаев разборок между крокодилами и змеями. Однажды удав проглотил молодого аллигатора, за что тот прогрыз змею брюхо изнутри. Число бирманских питонов во Флориде оценивается в 30 тысяч особей, они уже съели почти всех местных котов. Глобальное потепление способствует расселению гигантов по южным штатам, к концу столетия треть территории США может оказаться во власти свирепых змей. Если только их не приморозит «бог из машины», как в булгаковской истории про «Роковые яйца».
Аги
Вы думаете, одичавшие кролики чему-то научили жителей Австралии? Скорее нет, чем да. Аккурат в те дни, когда кроликов стали травить вирусами, в 1935 году на континент завезли огромных ядовитых тростниковых жаб, называемых «ага» — для борьбы с сельскохозяйственными вредителями. На новом месте 60 тысяч жаб изменили повадкам и вредителей есть не захотели. Агам больше понравились местные ящерицы, лягушки, пчелы и даже звери. Отравив жертву кожными выделениями, тростниковая жаба способна за пару дней сожрать целого кенгуру. Из года в год они уверенно продвигаются на юг, поедая все на своем пути. Как их остановить, власти Австралии пока не решили. Вот тебе и ага…
Рано или поздно нам придется мириться с тем, что сегодня невозможно ощутить даже в самом страшном сне. Но смирение это еще и путь к победе. Посему продолжим знакомство с тайными врагами, которые спят и видят себя в вашей постели, подвале и водопроводе. Итак, на чем мы остановились? Ах да, на рыбе…
Змееголов
Эта рыба с нехорошим оскалом умеет дышать воздухом и ползать по суше из озера в озеро, главное, чтобы дорога длилась не больше 5 суток. Змееголов может жить даже в помойном ведре или пересоленном лимане. Рыбе-амфибии метровой длины никто и нигде не страшен. Змей, щук и судаков змееголов убивает одним укусом, целыми днями охотясь из засады на все живое, что есть в водоеме. Уроженец Дальнего Востока, змееголов показался людям вкусным, и они имели неосторожность расселить хищника по прудам разных стран — так змееголов начал триумфальный путь к мировому господству. В США и Европе неоднократно травили целые озера, лишь бы избавиться от зубастой пошести.
Серые белки
Одна из самых страшных экологических сказок Великобритании — о том, как серые белки погубили рыжих. Так вышло, что каролинская белочка из милого создания превратилась в опасного захватчика, за счет своего упорного характера. Когда серым белкам не хватает корма, они готовы море переплыть в поиске новых угодий. На Альбион грызуны, скорее всего, попали с каким-то судном. Серая белка крупнее и сильнее рыжей, к тому же она разносит вирус, к которому у европейских белок нет иммунитета. Вторжение привело к тому, что численность рыжих белок значительно сократилась. По британским законам серая белка считается вредителем, и охота на нее всячески поощряется. Ведущие кулинарных ТВ-шоу наперебой делятся с нацией рецептами блюд из нежирного беличьего мяса.
Пчелы-убийцы
В появлении на свет этих страшных насекомых в первую и последнюю очередь виноват человек. В середине 1950-х годов бразильцам очень захотелось прославиться не только кофе и говядиной, а и медком. Было решено скрестить хладолюбивую европейскую пчелу с трудолюбивой африканской, и посмотреть, как себя поведут метисы. Из Танзании привезли 26 маток, которым по оплошности служителей лаборатории удалось вырваться на свободу. Смешавшись с местными, африканские пчелы дали естественный гибрид, который оказался не только весьма медоносным, а и чересчур агрессивным. При малейшей тревоге пчелы-убийцы атакуют целым роем, что для человека или коровы заканчивается трагически. С 1969 г. в Бразилии от укусов африканизированных пчел погибло более 200 человек и многие тысячи домашних животных, в т.ч. обыкновенных пчел. Пчелы-убийцы расселились по Южной и Центральной Америкам, кусают туристов в Мексике. Ученые утешаются предположением, что, попав на север, метисы станут более вялыми и даже приручаемыми.
Толстолобик
Этого костистого обитателя наших прудов и рыбных прилавков на Западе зовут азиатским карпом. Толстолоб может вырастать до гигантских размеров, но лишь за счет полного опустошения экосистем. Когда-то этих рыб завезли в США для «прополки» прудов на рыбных фермах. Из-за наводнения толстолобик попал в бассейн Миссисипи и теперь подбирается к Великим озерам. Он не только оставляет местные виды рыб без корма, но и опасен для рыбаков. Толстолобик пуглив и звук лодочного мотора заставляет его выпрыгивать из воды на солидную высоту, буквально атакуя катера и их пассажиров. На Среднем Западе трудно найти рыбака, чья шлюпка хоть однажды не была опрокинута «летучим карпом». В Америке толстолобиков не едят, разве что пингвинов в зоопарке кормят, зато на исторической родине этих рыб считают деликатесным и дефицитным товаром. Поэтому американцы пытаются избавиться от захватчиков, отлавливая их и выдворяя в «свой» Китай.
Крысиный остров
Крысы захватили 90% необитаемых островов Мирового океана. По мнению биологов, эти грызуны повинны в сокращении и исчезновении многих видов морских птиц и эндемиков-рептилий. Классический пример — один из Алеутских островов, который так и называется Крысиным. В 1780 году рядом с ним затонуло японское судно. Бежавшие с него пацюки за 200 лет истребили все пернатое население безлесого острова. Остались только крупные виды, способные дать крысам отпор. Убивая птицу, крыса съедает только глаза и мозг. В 2008 году власти Аляски разбросали по острову пакеты с ядовитой приманкой, а год спустя заявили, что на Крысином крыс не осталось. Главное, чтобы новые не завелись…
Добавить комментарий