7 cамых необычных войн за всю историю человечества
Война — это всегда глупо и страшно, даже если она продолжается всего несколько минут-часов или происходит бескровно. Даже кабы в часы тревожного затишья, когда пушки спят и пробуждаются музы, солдаты-противники ходят враг ко врагу в гости, болтают за жизнь, выпивают и поют песни о родине, матерях и невестах. Как это было в Испании в года Реконкисты, когда, каждый за своё, воевали друг против друга мавры-мусульмане, сефарды-иудаисты и католики с севера. В той войнушке на неделе было три выходных дня: пятница у правоверных, суббота у еврейских ортодоксов и воскресенье у христиан. В уикенд межконфессиональные распри утихали, и бойцы враждующих армий снисходили до интернационального загула, благо на Иберийском полуострове всегда хорошо готовили мясо и вино. И, несмотря на понедельничное похмелье, белые рыцари в финале таки прогнали с земель будущей Испании тех, кто мечом махать был горазд, а свининочкой брезговал.
Или вот, помните анекдот конца 1980-х о том, как Эстония вышла из СССР, объявила войну Финляндии и моментально сдалась?
Шутки шуточками, но случаются и такие, весьма необычные войны. Причем очень часто история никого ничему не учит, и повторяется, как тупая белка, наяривающая километры в колесе Сансары.
Равняйсь! Смирно! Повоюем?
1. Англо-Занзибарская война 1896 года
Это, наверное, самая короткая война двух стран за все времена, она продолжалась всего… 38 минут и удостоилась упоминания в Книге рекордов Гиннеса.
Конфликт вспыхнул, как сухая трава, в жаркий день 27 августа 1896 года. Британцы огорчились внезапной смертью их любимой игрушки-марионетки — занзибарского султана Хамада бин Тувайни, трон которого немедленно занял Халид бин Баргхаш. Халид джентльменам не нравился, кукловоды с Альбиона видели на монаршем посту Хамуда бин Мухаммеда. По закону, занзибарцы, прежде чем назначать правителя, обязаны были посоветоваться с ЦРУ британским консулом. Непослушание островитян стало казусом белли, Баргхашу было велено к 9 часам утра 27 августа собрать свои манатки и покинуть дворец. Вместо этого «оборзевший» монарх стал готовиться к вооруженному сопротивлению с единственной пушкой на единственном корабле «Глазго» и 2800 человек личного состава. К означенному времени англичане привели к острову три крейсера и стали палить по дворцу султана. Корабль занзибарцев к тому времени уже купался на дне. Через 38 минут оголтелого артобстрела красный флаг над дворцом был спущен в знак капитуляции. Сторонники Халида в «войне на завтрак» потеряли 500 человек убитыми и ранеными, а британцы — одного, и то нечаянно.
2. Свиная война 1859 года
Было время, когда на североамериканском материке умудрялись уживаться молодые США, совсем юная Канада, удивительные русские колонии и то, что оставалось от былой мощи Соединенного Королевства — так называемая Британская Северная Америка (сегодня она — в составе США и Канады). В 1859 году американцы и англичане решили поссориться из-за островов Сан Хуан в районе Ванкувера. Они считались ничейными, непорядочек, правда?
15 июня 1859 года житель спорных островов, американский фермер Лайман Катлар застрелил в своем огороде крупного черного хряка, который нагло жрал его картошку, причем не впервые. Оказалось, что кабан являлся собственностью некого Гриффина, ирландца, получившего землю от англичан. Катлар предложил Гриффину 10 баксов компенсации, тот в ответ потребовал сто. Меж «лимитой» состоялся следующий соседский диалог:
— Твоя свинья слопала мои клубни!
— Это твои проблемы, как спрятать свои клубни от моей свиньи!
В ходе ругани и пересудов британцы попытались арестовать Катлара, на что американские поселенцы отреагировали чисто по-американски — призвали на помощь армию.
Бригадный генерал Уильям Харни высадился на остров Сан Хуан с 66 солдатами. Британцы решили, будто американские самовольщики решили занять под угодья весь остров, и отправили на помощь Гриффину сотоварищи три корабля. Дескать, «мы им отомстим за независимость». К 10 августа с лютой неприязнью друг на друга глядели 461 америкосов с 14 пушками и 2140 британцев с 70-ю корабельными орудиями. Все ругались, плевались, показывали противнику задницы, но никто не стрелял, ожидая на то приказа. Вот ведь дисциплина-то, надо учиться!
Губернатор Ванкувера был настроен бойко и отдал распоряжение победить (буквально!) американцев и, по возможности, пленить их. Но британский адмирал Роберт Бейнз посудил: «неужто два великих народа перебьются из-за какой-то свиньи!?». Независимо друг от друга, обе стороны решили — оборону держать, но не стрелять. Язык у враждующих один, поэтому проклятья и брутальный стеб громыхали взад-вперед несколько дней. Так и подмывало пальнуть в противника-матерщинника…
Судьба дурацкой войны решилась вскоре, когда вести о ней достигли Вашингтона и Лондона. Политики слегка «офигели» от того, что творится на периферии. Президент США Буканан и губернатор Даглас встретились на ничейном острове и «замяли» дело. В результате переговоров решено было оставить все, как есть. И лишь 12 лет погодя спорные территории окончательно поделили между хищными Штатами и набиравшей мощь Канадой.
3. СтопицотТрехсоттридцатипятилетняя война
Вы не очитались, война сия длилась 335 лет и не причинила ни единой физической жертвы.
На нидерландском языке название сего бескровного конфликта звучит как Driehonderdvijfendertigjarige Oorlog. Это — противостояние между королевством Нидерланды и архипелагом Силли, самой южной точкой Англии, расположенной в Ирландском море:
Дурацкая, нереальная, ленивейшая война продолжалась с 1651 по (вы не поверите!) 1986 год. Начался застойный конфликт с того, что после Второй Английской гражданской войны остатки войск казненного короля ретировались на острова Силли. Голландский флот выступал союзником сил Кромвеля, а роялисты в окрестностях островов промышляли тем, что грабили мирные нидерландские суда с товарами и девками. Коль скоро вся Британия, кроме Силли, была под друзьями-парламентаристами, то голландцы решили заявить решительное «фэ» мятежному архипелагу. В июне 1651 года роялистов с островов выбили революционеры, нидерландский флот мирно отплыл восвояси, а объявить войну оконченной никто не догадался.
В 1985 году председатель совета островов Силли, ученый-историк Рой Дункан написал письмо в голландское посольство в Лондоне, чтобы те разобрались с «мифом» о непрекращенной войне. Дипломаты подтвердили неувязочку и 17 апреля 1986 года на островах был подписан Мирный договор.
А ведь фактически, по всем правовым нормам, голландцы в любой момент могли себе позволить утопить милейшие владения Силли в крови…
В мирнейших условиях, в мягком кресле или теплой постельке, под сенью быта и аккомпанемент антивоенного бита, хорошо смотреть по телику хроникальные передачи про войну. Интересно, практически как кубок мира по футболу и хоккею одновременно. Ежедневно, если усердно переключать каналы, на голубом экране можно увидеть Гитлера. Знайте, что в тот момент, когда он, гад, вскидывает руку в «зиг хайле», где-то на планете льется чья-то кровь. Это голый и гордый черный мужик с «Калашниковым» пришел в соседнюю деревню «повоевать» за свободу своей. Заодно и приодеться…
Войны, сжигающие и гноящие Африку, пардон ню за цинизм, довольно обыкновенны — горы трупов, голод, злоба, немотивированная жестокость и бессмысленность происходящего. Мы же продолжим рассказ о тех вооруженных конфликтах, которые весьма необычны — по разным своим реалиям и параметрам.
4. Война в Приднестровье 1992 года
На этой войне, продолжавшейся без малого 5 месяцев и унесшей в могилы 1000 человек, офицеры и солдаты враждующих сторон днем стреляли друг в друга, а по ночам вместе пьянствовали, обильно поминая тех, кого убили накануне. Местные военные и гражданские прозвали приднестровский конфликт «Пьяной войной».
После развала СССР центростремительные капризы овладели в числе прочих и не особо хладнокровной Молдавией. Двум третям населения маленькой республики, тем, кто знал молдавский-румынский язык, захотелось присоединиться к Румынии: какой-никакой, а Запад. Лозунг был таков: «Молдавия — для молдаван!». Тем же, кто языка не знал и трудился в промышленных городах и поселках на берегу Днестра, хотелось в Россию или Украину. Вина, красного и белого, хватало всем. Вот и поссорились, на нетверёзую голову. Стреляли, резали, бомбили, а после захода Солнца выясняли, кто кого больше уважает…
Непризнанная Приднестровская республика (ПМР) оформилась еще в 1990 году. После войны на ее территорию ввели миротворцев, после которых на подконтрольной Тирасполю территориях осталось многовато оружия. Из-за чего одной из статей теневого экспорта ПМР во второй половине 90-х стали… наемные полудикие киллеры со своими «стволами». Но это уже другая тема и другая боль.
5. Великая война против эму
Эму — это крупная нелетающая птица вроде страуса, водится в Австралии. В ноябре 1932 года на западе континента выдалась на редкость сухая и жаркая погода, жрать животным было практически нечего, вот 20 тысяч эму и взбесились. Голодные птицы начали захватывать человеческие поселения. Операция против пернатых продолжалась неделю и возглавил ее артиллерист, майор Меридит. Офицер поднял в ружье солдат, оснастив каждого двумя пулеметами «Льюис» и 10 тысячами боевых патронов.
Однако, не особо прицельная, а то и просто пьяная пальба по сворам птиц, которые способны бегать со скоростью 50 км/ч, ожидаемых результатов не дала. Даже подстреленные эму ухитрялись убежать за горизонт.
После недели антигуманных действий убитых страусов подсчитали, оказалось всего около тысячи. Операция не оправдала затрат, и майор Меридит истинно по-солдафонски сравнил птиц с мужественными зулусами из Южной Африки и пытался уверить фермеров в том, что «недобитые» эму все передохли от полученных пулевых ранений. Прогрессивные силы воспылали возмущением, и спустя несколько дней министр обороны Австралии подал в отставку. Ибо слишком громко над ним смеялись. На все «Содружество», на весь мир.
6. Футбольная война 1969 года
«Ла гуэрра дель футбол» продолжалась ровно 100 часов, и воевали в ней Сальвадор с Гондурасом. Причиной конфликта стали политические свары между странами из-за активной нелегальной миграции сальвадорцев в Гондурас. К 1969 году 300 тысяч граждан Сальвадора жили и работали в соседней стране, их притесняли и старались депортировать, не стесняясь в тактических методах. Державы клацали друг на друга зубами и точили когти, а пресса увлеченно подливала дегтя в мед.
Казусом белли оказалось не политическая напряженность, а спортивные состязания. Сборные Сальвадора и Гондураса оспаривали участие в Кубке Мира по футболу (Мексика-1970). Первый отборочный матч сыграли в Тегусигальпе, Гондурас выиграл, 1:0. Сразу после матча 18-летняя болельщица из Сан Сальвадора застрелилась и была признана мученицей, за ее гробом в процессии шла футбольная сборная страны в полном составе, а также сам президент. Во второй игре, в столице Сальвадора, победили хозяева со счетом 3:0, и город заполонили дерущиеся фанаты и горящие автомобили.
10 дней спустя, 26 июня 1969 года в Мехико состоялся матч «на вылет», и сальвадорцы снова победили, со счетом 3:2 в овертайме. Можете себе представить, что устроили жители Гондураса в отношении сальвадорских нелегалов. В тот же вечер государство «Эс» разорвало дипломатические отношения со страной «Гэ», а 17 тысяч беженцев из сожженных деревень Гондураса появились на сальвадорской границе.
14 июля бомбардировщики, сооруженные из самолетов гражданской авиации, вылетели из Сальвадора бомбить соседские аэродромы. К вечеру следующего дня сальвадорские вояки оккупировали восемь гондурасских городов и чувствовали себя победителями, но не тут-то было. Прилетели настоящие военные самолеты с севера Гондураса и стали жечь напалмом неприятельские базы. Никарагуанский диктатор Сомоса активно помогал соседям, Сальвадор был фактически обречен…
20 июля под нажимом Организации Американских Государств кровопролитие было прекращено. Сальвадор, который «первый начал» протестовал, за что был наказан экономическими санкциями. Которые впоследствии привели державу к гражданской войне с участием американского и советского оружия.
Суммарные потери враждовавших стран составили около 3 тысяч человек. Команда Сальвадора на ЧМ-1970 не забила ни одного мяча, продув всухую Бельгии, Мексике и Советскому Союзу.
7. Война 1812-1815 годов между США, Англией и индейцами
Это — самая странная война в истории Соединенных Штатов, которая запомнилась американцам как «война мистера Мэдисона». Еще сей конфликт можно окрестить «войной испорченного телефона», т.е. неработающего телеграфа. Ибо за два дня до начала боевых действий британское правительство решило пересмотреть законодательные нормы, ставшие причиной войны. Если бы между Англией и Америкой было телеграфное сообщение, кровавых столкновений удалось бы избежать. Вот он, зачинщик войны, президент Мэдисон, полюбуйтесь:
Вышло так, что Наполеон Бонапарт блокировал морскую торговлю Британии в Европе, а та в ответ — французские порты. До тех пор, когда это случилось в 1806 году, США богатели на экспорте в Европу, поставляя сырье и товары воюющим сторонам. И вот ведь незадача…
Пока французы не пускали американские суда в порты Европы, Британия продолжала контролировать Мировой океан. Но английские моряки предпочитали не воевать, а дезертировать в Америку, посему военное ведомство Великобритании занялось «шмоном» торговых судов США в поисках урожденных англичан, которых можно рекрутировать или, если «вякают», повесить на рее. На что президент Джефферсон выгнал все британские военные корабли из американских гаваней и запретил поставки английских товаров на рынки США, и наоборот. Отношения между великими морскими державами стали явственно горчить, на Штаты стали смотреть, как на пособников Наполеона.
Пять лет спустя американцы предприняли попытку договориться с англичанами о снятии обоюдного эмбарго. В ответ прозвучала тишина и президент Мэдисон решил готовиться к войне. В то время в Конгрессе доминировали агрессивные милитаристы из южных и западных штатов. Им с трудом удавалось отвоевывать новые земли у индейцев, и поэтому они вбили себе и избирателям в головы, будто аборигенам помогают… переодетые англичане.
18 июня 1812 года война была объявлена. За два дня до этого парламент Великобритании отменил все экономические санкции к США, но в Вашингтоне об этом не успели узнать. Надо ли говорить, какую обиду вызвала декларация войны в Лондоне?
Как ни странно, борьба за свободу на морях началась с… сухопутного нападения на Канаду. Британцы и индейцы дали решительный отпор и операция провалилась. В 1814 году Наполеона утихомирили, и Англия смогла направить в Канаду 15 тысяч солдат. Ожесточенные битвы на границе продолжались, британцы чуть было не овладели Нью-Йорком, и побывали в Вашингтоне, покутив и предав огню Белый дом и Капитолий. А 8 января 1815 года произошло самое бесполезное сражение, под Новым Орлеаном. И снова виноватой была медленная почта — на Новый Год англичане предложили Америке перемирие, но депеша запоздала, что стоило жизни полутора тысячам британских солдат. В декабре того же года измученные войной страны таки подписали в Генте (Бельгия) мирный договор. Об истинных причинах конфронтации успели забыть и обе стороны стали считать себя победителями — и это на фоне изможденных экономик.
Ах, был бы телеграф…
Добавить комментарий