История русского плаката.
Плакатом (от немец. Plakat- объявление, афиша) называется издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования.
Наиболее интересной и своеобразной разновидностью плаката является изобразительный плакат — единичное произведение графического искусства, как правило, крупного формата, содержащее лаконичное, броское, обычно цветное изображение (рисунок, фотография, монтаж и пр.), сопровождаемое кратким текстом или без него, выпускаемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
В России предшественниками политического плаката явились лубочные картинки, приобретавшие в периоды социально-революционных движений острый публицистический характер.
Аналогичную роль выполняли и листовки — рукописные или печатные листки с текстом, а иногда и изображением агитационно-политического или информационного характера, которые отличались актуальностью содержания, оперативностью выпуска и распространения, кратковременностью пользования.
Каждый чётко обозначенный период в истории страны адекватно отражён в графических листах плакатной публицистики. Плакат работал в каждый текущий момент.
Но плакат исчезал, видоизменялся всякий раз так же неотвратимо, как неотвратимо менялось событие, и, словно перевёрнутая страница, он сохранялся в памяти знаком исторического отрезка времени.
В целом русский плакат, формируясь как художественное явление, самостоятельный вид графического искусства на рубеже XIX- XX веков, до начала Первой мировой войны выполнял преимущественно рекламную функцию, развиваясь в основном в стиле «модерн».
Этот стиль проявлялся как в характере изображения, так и в целевом и «читательском» назначении.
Эстетический уровень дореволюционного рекламного плаката очень неоднороден: от дешевых, примитивных и безвкусных изображений лубочного типа до причудливых и изысканных композиций — настоящих шедевров графики.
Плакатные герои, символы и слова призывали и воспитывали, взывая к общественному сознанию понятными выразительными средствами.
Язык плаката всё больше становится схожим с языком живописи или станковой графики. Особенно заметным становится процесс, станковизации мы наблюдаем в годы Отечественной войны. Но, тем не менее, в это время были созданы такие сильные плакатные листы, как «Родина-мать зовёт!» И. Тоидзе или «На запад!» В. Иванова.
Добавить комментарий