Кому нужна говорящая лошадь?

|05.09.2012
Кому нужна говорящая лошадь?

Обладают ли животные сознанием? Ответ на сей вопрос для человека значит многое. Во-первых, если животное несознательно, то, значит, его можно убивать и кушать. Во-вторых, обратное способно убедить человека в том, что не он царь природы, а в ней вообще имеет право на существование какая-то демократия, или — зоократия.



В 19 веке в ученой среде была весьма популярна френология — наука, оказавшаяся заблуждением. Френология учила, что сознание, характер и личность существа (человека или животного) связана с размером и формой его черепа. Одним из многих увлекавшихся френологией ученых мужей был Вильгельм фон Остен из Германии, преподаватель математики в вузе, житель Берлина, ворчливый и сварливый, в общем, нудный. В конце 1800-х искреннее научное увлечение вопросом о сознании животных принесло Фон Остену славу.

Учитель Вильгельм полагал, что способности животных значительно недооценены, в частности, способности математические, кои для фон Остена были главным и основным. Сначала ученый попытался научить простейшей арифметике кота, но тот не поддался. Затем была еще одна неудача — с медведем. С третьей попытки Остену повезло, когда в 1888 году он купил низкорослого жеребца, которому дал кличку Ганс. После нескольких недель уроков Ганс оправдал надежды: когда хозяин рисовал на доске цифру «3», конь выстукивал копытом «тук-тук-тук». Остен признался себе в том, что его Ганс — гений.

Воодушевленный успехом, фон Остен пошел дальше, отдыха новому студенту не давая. Ученый написал мелом на доске несколько простых арифметических уравнений и попытался научить лошадь распознавать символы. Проблем с этим у Ганса не случилось, и вскоре он мог давать правильные ответы на задачи с дробями и квадратными корнями.

В 1891 году на умном коне Вильгельм начал зарабатывать известность, но не деньги, организовав бесплатное шоу «Kluge Hans», с которым успешно гастролировал по Германии. Слухи о талантливой лошадке быстро распространились, и поглядеть на нее приходило все больше и больше обывателей. Разочарований практически не случалось.

«Если первый день месяца четверг,» — мог фон Остен спросить Ганса, — «На какое число придется следующий понедельник?» Следовало шесть ударов копытом. Затем математик объявлял публике, что конь знает азбуку и умеет разговаривать так: один «цок» — это «А», два удара — буква «Б» и так далее. Ганс успешно демонстрировал знание имен знакомых ему людей и отвечал на несложные вопросы. Хоть животное и совершало ошибки, но точность ответов составляла примерно 89%. По некоторым подсчетам, познания Ганса в математике соответствовали уровню подготовки 14-летнего школьника.

Разумеется, находилось немало скептиков, особенно после публикации статьи об умном Гансе на первой полосе «Нью-Йорк Таймс». Министерство образования Германии потребовало независимого расследования способностей лошади, и фон Остен согласился. В состав «Гансовой комиссии» вошли два зоолога, один психолог, лошадиный дрессировщик и несколько школьных учителей. После интенсивного тестирования в 1904 году комиссия подтвердила, что конь по кличке Ганс действительно обладает незаурядным сознанием и талантами.

Однако психолог Оскар Пфунгст затеял дополнительный эксперимент и обнаружил, что жеребец правильно отвечает только на те вопросы, которые ему задает хозяин или другие люди, которые стоят достаточно близко к Гансу. Стоило человеку немного отступить, животное начинало ошибаться. А если сам вопрошающий не знал ответа на заданный им вопрос, то не знал его и талантливый с виду конь. После серии подобных вопросов Ганс начинал нервничать и кусаться.

Продолжив свои опыты, Пфунгст выяснил, что с каждым ударом копытом выражение лица спрашивающего невольно менялось, вопрошающий напрягался, что не могло уйти от внимания коня. Как только совершался «правильный» удар копытом, человек расслаблялся, что для Ганса служило сигналом к прекращению «цоканья». Поэтому, когда правильный ответ был интервьюеру неизвестен, то он и не напрягался, вводя жеребца в замешательство, вплоть до желания укусить.

Психолог Пфунгст сделал вывод, что никаких математических способностей у лошади нет, зато имеется способность чутко чувствовать изменение настроения у «собеседника». Вероятно, такое знание «языка тела» позволяет сородичам Ганса общаться с другими лошадями. Попробовал угадывать за жеребца и сам психолог, выстукивая ответы на вопросы исследователей, при этом внимательно следя за выражением лиц и глаз вопрошающих. Получилось. Более того, исследователям, как не хотелось, не удавалось скрыть ни волнение, ни облегчение (после правильного «цока»).

Сегодня ученые «эффектом умного Ганса» называют всевозможные непреднамеренные подсказки и «маяки», которые возникают в мимике задающего вопросы при угадывании ответов. Чтобы избежать подобного эффекта в современных исследованиях почти всегда применяется двойной слепой метод — когда ни экспериментатор, ни подопытный изначально не знают верного ответа. Например, когда собаки, натаскиваемые на наркотики, нюхают предметы, никто из присутствующих при этом людей не знает, где именно спрятаны вещества, кои животина должна найти.

Вывод психолога не удовлетворил тогда Вильгельма фон Остена, поэтому он продолжил с успехом гастролировать, изумляя тысячи людей математическим дарованием не слишком умного, но проницательного и хитрого жеребца, названного Гансом. Который в человеческом обществе мог бы стать хорошим карточным игроком или следователем.

А что же говорящая лошадь? Нужна ли она кому-то вообще? Вероятно, нет, никому ведь не приятно, когда домашнее животное берет и говорит хозяину все, что думает о нем.

Интересное по теме
Растения, которые притворяются животными
Необычные кулуарные проблемы зоопарков
Животные пустыни или Жажда жизни, как она есть
Гиганты мира микробов — самые большие одноклеточные организмы
Животные, которые, возможно, умнее нас
Зоофиты — необычные и неправдоподобные гибриды растений с животными
1 Комментарий
Обсудите!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Понравилось?

Поделитесь!