Глубже не бывает. Тайны и яви ультраабиссали
Гадопелагиалью (в честь древнегреческого Гадеса и его одноименного царства) или ультраабиссалью наука называет самые труднодоступные бездны океана, расположенные на глубине ниже 6-7 километров. Большинство таких глубин расположено в местах столкновения пластов земной коры, так называемых глубоководных желобах (впадинах). На сегодня изучено около пятидесяти участков океанских впадин, где есть жизнь. Это – 41 процент всех глубин океана, но всего лишь 0,2% от площади его дна. Учёным и в XXI веке известно мало об этом загадочном регионе, изучать который нелегко.
На Луне побывало больше людей, чем на дне земного океана
Представьте себе, что пик Эверест можно перевернуть, и тогда исполинская гора поместится в Марианской впадине, самом глубоком месте мира, и еще несколько миль останется «для маневра». Так можно попытаться объяснить, почему ультраабиссаль столь редко отправляются покорять люди.
На дне Марианского желоба побывало всего трое, среди них – 57-летний кинорежиссер Джеймс Кэмерон, автор «Титаника» и «Аватара», лично отметившийся на дне «царства Гадеса» в 2012 году.
На глубине 10 994 метра давление превышает атмосферное в 1072 раза. Если можно представить, то это – как сто слонов, стоящих у вас на голове. В таких условиях обычные инструменты выходят из строя, потому и обычные методы не подходят. Но и специальное оборудование оказывается в бездне ненадежным. В апреле 2014 года автоматический глубоководный аппарат «Нерей», за 5 лет до того побывавший на дне Марианской впадины, исчез из виду при исследовании желоба Кермадек на глубине 9900 метров. Ученые считают, что под ужасным давлением в один «прекрасный» момент робот-подводник «Нерей» сломался и ушёл на дно.
Сверхглубины измеряют с помощью тротила
Чтобы узнать глубину самых мрачных впадин, ученые используют всякое, в частности – звуковые бомбы. В желоб сбрасывается тротиловый заряд весом полфунта и эхо взрыва записывается на борту судна. Точную глубину так не измерить, но порой и приблизительные данные годятся.
Именно взрывчатка позволила идентифицировать все пять океанических впадин с глубиной более 10 километров. Это Марианская впадина, Кермадек и желоб Тонга, Курило-Камчатский и Филиппинский желоб. Все они расположены в Тихом океане.
Морской слизень – коренной обитатель бездны, бьющий собственные рекорды
Изучение существ, выживающих в условиях ультраабиссали, – занятие очень непростое. Большинство видов, обнаруженных в глубоких пропастях океана, описаны по одному лишь экземпляру, часто в жалком сморщенном состоянии. Лишь в 2008 году появились первые фотоснимки живых обитателей мест, что глубже 7 километров. Речь идет о стайной рыбе, называемой морским слизнем – Pseudoliparis amblystomopsis, которую японские и шотландские исследователи приманили и засняли с глубоководного спускаемого аппарата в Японской впадине. В других желобах Тихого океана она тоже водится.
Этот вид морского слизня считается господствующим на глубине, где был живьем заснят, – 7703 метра ниже уровня моря. Установлено роботом и то, что рыбка в своих мрачных краях не одинока и питается крошечными глубоководными креветками, которые в свою очередь поедают останки неместных рыб, оседающие на океаническое дно.
Оснащенный глубоководными камерами, похожими на пушечные стволы, робот HADEEP за 5 часов погружается на дно впадины, где может находиться несколько дней в автономном режиме до получения сигнала о возвращении на плавучую базу, где ученые изучают снимки.
В 2016 году ещё два вида семейства липаровых были обнаружены в ультраабиссальной зоне Марианской впадины. Рыб назвали марианским и бесплотным морским слизнем, причем второго наблюдали на рекордной глубине 8145 метров. Считается, что глубже 8200 м костные рыбы физически существовать не могут из-за адского давления, затрудняющего важные биохимические процессы.
Кладбища медицинских отходов
В 1970-х годах почти 400 килотонн фармакологического мусора были утоплены в Пуэрториканской впадине на глубине 6000 метров. В то время на Пуэрто-Рико корпорации «большой фармы» производили очень много лекарств. Сброс опасных отходов в пучину океана был одобрен в 1972 году как временная мера, которая, однако, применялась почти десятилетие – пока получалось откладывать на потом строительство завода по обезвреживанию отходов.
В 1981 году ученые установили, что захоронение фармакологических помоев на дне морском сильно повлияло на экологию царства микробов в местах, отведенных для химического загрязнения официально, которыми пользовались с десяток компаний и где рост популяций фитопланктона сократился на 75 процентов, зато болезнетворных бактерий стало больше. До 70% в составе «помоев» приходилось на спирт бутанол, шли на дно и такие яды, как бензол и диметиланилин.
Ультраабиссаль – прибежище сверхвеликанов
Еще в 1899 году из океанских глубин французы извлекли необычных раков-бокоплавов, за сто лет перечень глубоководных видов десятиногих раков вырос до двух дюжин. Совершенным красавцем среди них выглядит сверхразмерный рачок-экстремал Alicella gigantea, крупнейший среди бокоплавов.
В то время как родственники, живущие на мелководье, не превышают в габаритах пары сантиметров, глубоководный рекордсмен достигает длины тела в фут, а самый крупный экземпляр Alicella gigantea, массивная самка, попавшая в объектив на глубине Тихого океана около 8400 м, имеет 34 см в длину – многовато для «маленького» рачка. Животные этого удивительного вида найдены и у дна Атлантики.
Добавить комментарий