Четыре «четырехглазых» всадника информационного Апокалипсиса
Вы, пожалуйста, простите старого пердуна, но… уже десять лет я не покупаю компакт-диски и с удивлением вспоминаю о том, как когда-то вся студенческая стипендия уходила на несколько кассет или бобин (плюс на пассики для «мага»), а о музыке, которая приснилась, можно было только продолжать грезить. Уже лет пять не хожу в кино и не покупаю книг, два года не смотрю телевизор, но от огромных порций информации, которые попадают в органы чувств по другим каналам, органы иногда попросту пухнут. Другие каналы — это то, что нельзя пощупать, но невозможно разлюбить, это — интернет.
На рубеже веков 20-го и нынешнего четверо молодых людей «не от мира сего» превратили настоящее в будущее, изменив способ существования нашего мира без помощи законов, оружия или денег. Они просто взяли свои радикальные, подрывные идеи и тихонько преобразовали их в машинный код, который распространился по интернету бесплатно — от Америки до России, от Новой Зеландии до Исландии. Никто из этих 4-х освободителей нового мира от ограничений старого не получил диплома о высшем образовании. Они заложили фундамент сегодняшнего мультимедийного лабиринта жизни и… ушли в тень, предоставив нам расхлебывать и совершенствовать их бесценно-бесплатное наследие.
В 1999 году новопосвященный студент Северо-Восточного универа, что в Бостоне, по имени Шон Фаннинг написал программу «Napster», став пионером пирингового файлообмена и нового способами обмена данными, в первую очередь — музыкой. Студент из Бостона бросил вуз и разбогател на инвестициях в свое детище, которое, по сути, подписало приговор шоу-бизнесу в его тогдашнем виде. В 19 лет Фаннинг попал на обложки журналов «Time» и «Fortune».
В том же «роковом» 1999-м норвежский школьник-«ботаник» Йон Лех Йохансен в сотрудничестве с еще двумя кодерами написал программу, которая позволяла взламывать защиту на лицензионных DVD. Йону было всего пятнадцать.
Двумя годами ранее Джастин Френкель, 18-летний хакер из Аризоны написал «Винамп», музыкальный плеер, который с тех пор безвылазно поселился в компьютерах всего мира, на которых установлен «Виндоуз». За первые полтора года существования продукта «Винамп» на шару загрузили для личного пользования 15 миллионов человек. Три года спустя Френкель изобрел «Gnutella», протокол децентрализированного пирингового файлообмена, который, в отличие от «Напстера», прикрыть и наказать невозможно. Миллионы людей до сих пор пользуются «Гнутеллой» и горя не знают.
В 2001 году 26-летний Брэм Коэн придумал и написал протокол обмена файлами под названием «BitTorrent», приспособленный для перекачки от клиента к клиенту файлов больших размеров, например, кинофильмов в хорошем качестве или образов звуковых компакт-дисков. Сегодня о торрентах не знают и «плодами» оных не пользуются только бесконечно далекие от культуры люди.
В начале 2000-х казалось, что после открытий и инноваций четырех скромных гениев медиа-империям придет конец и обменивать музыку, кино и телешоу на деньги, деньги, деньги станет невозможно. Раздосадованные и вмиг обнищавшие актеры, певцы и композиторы начнут охотиться за пиратами, все друг друга перелупят и наступит цифровой Апокалипсис…
Но он не наступил. Медиамагнаты почертыхались и… прогнулись перед так называемыми «пиратами». Появились новые рабочие места, например, для тех, кто на дому тиражирует ломанные DVD и продает их на рынках простому люду, а также для тех, кто рыщет по интернету в поисках нарушений авторских прав и принимает меры, прекрасно зная, что в условиях информационной свободы власть этих мер невелика. Музыканты стали записывать альбомы, предназначенные специально для скачивания в формате «mp3», и тэдэ, как говорится, и тэпэ.
А что же наши необычные герои нового времени, всадники информационного Апокалипсиса. Да ничего! Короны на свои головы надевать Фаннинг, Йохансен, Френкель и Коэн не захотели. Сегодня каждый из изобретателей имеет свой маленький легальный бизнес в Кремниевой Долине. Первым, кто помахал пиратам ручкой, был Шон Фаннинг. Когда «Напстер» со скандалом (и к неудовольствию миллионов меломанов) прикрыли, он пытался раскрутить файлообменную сеть «Snocap», позволявшую пользователям платить исполнителям музыки копеечку в компенсацию. Но тема не пошла — и Фаннинг понял, что создал монстра, которого сам одолеть не в состоянии. Поэтому занялся социальными сетями для геймеров и фотообменным сервисом для айфонов.
Джастин Френкель в 20 лет продал «Винамп» и свою компанию «Nullsoft» IT-гиганту AOL, став в одночасье мультимиллионером и сотрудником «Америка Онлайн». В свободное от работы время Френкель возвращался к идеями информационной свободы и писал «Гнутеллу». Боссам это не понравилось и в 2004 году Джастин ушел из AOL. С тех пор работает тихо, пописывая музыкальный софт с открытым кодом и поигрывая в свой кайф на… волынке. Или на барабанах.
Удивителен поворот судьбы Коэна — начать законный бизнес, базирующийся на технологии, которая используется для нарушения авторских прав в особо крупных масштабах. Брэм Коэн — единственный из «четырехглазых демонов», который продолжает работать в своей «БитТоррент», респектабельной фирме из Сан-Франциско, которая выпускает платные программы, использующую революционную технологию торрентов в мирных и коммерчески обоснованных целях.
Что же касается Йона Леха Йохансена, то он никогда не был пиратом и не мечтал разрушить Голливуд. Йон разработал программу для раскодировки DVD лишь потому, что в 1999 году из-под «Линукса» (на котором работал ПК Йохансена) нельзя было проигрывать такие диски. Когда программа для взлома DVD расползлась по миру, с подачи американских киношных королей норвежская полиция тупо арестовала Йона. Было два суда, и его оправдали, т.к. не существует закона запрещающего расшифровывать диски, которые ты купил за деньги. А в коллекции Йохансена все DVD были лицензионными.
Вскоре Йон переехал в США и в 2007 году основал компанию «ДаблТвист», работающую для тех, кто завидует пользователям айфонов. Йохансен сотоварищи разработали пакет программ, позволяющим воспроизводить библиотеки «iTunes» на любых устройствах, изначально не совместимых с культовыми товарами «Эппл». Магазин его спасительного софта для гаджетов остроумно разместился на «заднем дворе» крупнейшего магазина «яблочников» в Сан-Франциско. «Эппл» не в обиде…
Добавить комментарий