Необычные украшения для дома: блюющий водою на мир греха мир гаргулий
Гаргульи — уже само название этих «существ» таит в себе что-то странное, причудливое, неприятное и даже безобразное. Столетиями гаргульи селились на стенах и крышах домов Европы и Америки. Большинство из них настолько стары и декоративны, что изначальная функция этих необычных архитектурных деталей забывается народом.
В традиционном понимании гаргулья — это изобретение, хранящее дом от сырости. Нависающие над улицами каменные гаргульи кое-где и до наших дней выполняют изначальную задачу — отводят воду с крыш и от стен старых зданий на головы прохожим. Если бы не жуткие их морды, дожди со временем повредили бы кладку и дом начал бы рушиться.
Если бы гаргульи могли оживать, как в фантастической литературе, имели бы мы целый зоопарк представителей всех основных классов позвоночных, в т.ч. человека, а также живописный штат гибридов-химер. Образы жутковатых существ подбирались скульпторами не просто так, каждое каменное или металлическое животное несет крест своего смысла.
Лев
Львы и львицы в древности считались хорошими персонажами животного царства для воплощения в гаргульях. Кроме того, лев был самым популярным из неевропейских зверей еще в античные времена. И по сей день для многих грива каменного льва символизирует корону Солнца.
В эпоху средневековья строители католических соборов использовали львов в качестве символа гордыни, которая является одним из семи смертных грехов. Нависающая над паствой каменная фигура должна была напоминать людям о гневе божьем.
Что же касается младших сестер льва — домашних кошек, то, поскольку они ассоциировались с ведьмовством, гаргулий с них лепили очень редко.
Пёс
Эту симпатичную гаргулью в виде собаки можно высмотреть во Франции, на верхушке башни герцогского дворца в Дижоне. В прежние времена псов, как и ныне, содержали для охраны имущества. Поэтому гаргулья в виде собаки — это своего рода охрана дома от подлых ночных сил. Ну и напоминание о гневе господнем, разумеется.
Волк
В средневековой геральдике волк означал ум и бдительность. А стайный стиль жизни этого зверя позволял строителю украсить дом целой стаей каменных волков, страх перед лесными прототипами которых в народе был крепок. Такая охрана пугала врагов и поэтому была призвана сделать дом неуязвимым для них.
Орел
На фото запечатлен монструозный орел, работающий гаргульей на стене кафедрального собора Святого Румбольда в бельгийском городе Мехелен. Орлы защищали капитальные католические постройки от драконов, в которых верило население. Считалось, что только орлы способны противостоять крылатым змеям. Также этих птиц уважали за острое зрение. Кроме того орел — это посланник небес и символ евангелиста Иоанна. А также — могущества церкви.
Змей
Этого монстра сфоткали в Кракове (Польша). Он напоминает грешникам о наказании Адама и Евы, искушенных змеем, о первородном грехе, о борьбе между добром и злом. Поскольку змей якобы бессмертен, борьба также вечна. Среди смертных грехов змей символизировал завистливость.
Баран
Эта гаргулья украшает кафедральный собор в Барселоне. Символизм у барана противоречивый. С одной стороны все мы овцы, коих пасет господь. С другой — баран изображался как символ похотливости, одного из семи неискупимых грехов. С третьей — баран есть жертвенное животное. То есть лить сквозь него дождевую воду во славу высших сил — неплохая идея.
Обезьяна
Коль скоро неливневое предназначение гаргульи — пугать и предостерегать людей, можно предположить, что образ обезьяны в давние времена, до Дарвина, смел подсказать человеку, в кого он превратится, если не будет работать. Потому что в те самые давние времена непоседливые наши родичи обезьяны считались воплощением греховной лени.
Гаргулья, кстати, слово французское, когда-то означавшее глотку. В немецком, более точном в оперировании понятиями, языке гаргульи именуются «вассершпейер», что значит «плюющийся водой». А датчане называют каменных монстров «ватершпувер» — «тот, кто водой блюет».
Химеры
Для среднего средневекового человека эти фантастические чудовища были воплощением ужасного, адского воздаяния за плохое. Прелесть химеры в том, что ее тело состоит из частей, принадлежащих разным видам настоящих или придуманных животных. Такого каменного мутанта можно составить, например, из льва, козы и змеи. Изваяния химер известны всем по внешнему декору Собора парижской богоматери. Химера — это также символ чего угодно несочетаемого. Ее родственница — русалка из фонтана.
Посетитель католического храма, старинного образца, знает, что дьявол не может создавать новые формы жизни, в его силах лишь манипулировать имеющимися от бога. В своих преступлениях против природы нечистый соединяет разных тварей, и получаются химеры.
Люди
Собор Святого Вита в Праге украсил свои водостоки некоторыми страшноватыми личностями, которые не являются ни животными, ни химерами. Это люди. Они застыли в крике и пытаются докричаться до грешных душ. Носители которых, в свою очередь, боятся вот так же окаменеть и провисеть на храме победившего добра веки вечные.
Дескать, «поглядите, они вам никого не напоминают?».
Каменный дядька из Валенсии умудряется не только изрыгать дождевую воду на зазевавшихся испанцев и гостей страны. Он же ею может мочиться — без ущерба для охраняемого здания.
В том же городе на верхотуре собора застыла в муках женщина, лишний раз напоминающая прохожим, облитым водой, о первородном грехе.
А немцы из города Фрайбурга вспомнили еще об одном отверстии, которое бывает и у людей, и у скульптур. Центр старинного города манит туристов вот такой прямолинейной гаргульей в человеческом образе.
Закат моды на гаргульи произошел в первой половине 18 века, когда в городах Европы стали массово появляться водосточные трубы. И в них стали застревать кошки, но это уже другая история.
Добавить комментарий