Тихие ужасы спиритических сеансов 100-летней давности
В наш век, когда производство мистики поставлено на промышленный поток и всячески поощряется регрессивным большинством, существованием и активностью мертвых душ сложно удивить. Они ходят на выборы, проедают миллионы, мозговыми слизнями селятся на макушках миллиардов. Зачем нужен эффект Кирлиана, если ауру сфотографировать можно на обычный мобильник, не забыв потом отфотошопить фотку. Ну а спиритическим сеансом века 21-го справедливо было бы назвать не монтаж очередной «Битвы экстрасенсов», а привычное действие того «спирита», который алкоголь, с пробуждением демонов всех мастей да внезапной левитацией ножей и табуреток.
На рубеже 19-го и 20-го столетий, в эпоху бурного развития науки, самым модным развлечением среднего и высшего классов были спиритические сеансы, проводимые под началом медиумов — посредников между мирами духов и живых людей. Проходя вечером под чьими-либо окнами, можно было услышать: «Приглашается дух имярека. Имярек, дайте знак, что вы нас слышите». Хитрые шарлатаны не только работали у духов послами-переводчиками, но и всячески демонстрировали способности призраков к активности — в комнате, очищенной от икон, начинали летать предметы, звенеть колокольчики, а из тела медиума выделялась жуткая эктоплазма.
Медиумов, обманом богатеющих, нередко выводили на чистую воду, в большинстве случаев они оказывались отнюдь не наивными носителями суеверий, а махровыми жуликами. Сеансы магии с последующим её разоблачением были любимой темой газетчиков. Но даже сотни опровержений не могли отвлечь потребителей мистики от желания спросить у духа прадедушки, где он спрятал фамильные брильянты, или кто из присутствующих в следующей жизни будет котом.
Что же такого происходило на спиритических сеансах? В распоряжении интернетов имеется энное количество фотографий тех черно-белых лет, изучив которые, можно объяснить происходящее с точки зрения относительно здравого смысла. Например, на следующей фотке 1870 года создания видно, как на сеансе, происходящем где-то во Франции, медиум — мужчина с завязанными глазами — взялся с клиентурой за руки, дабы якобы исключить возможность мухлежа. Ну а стол, за которым собрались господа, таинственно взлетел. Не иначе, шалят невидимые руки бестелесного духа.
Два следующих фотодокумента демонстрируют изощренную методику мистификации. Это сеанс общения с духами, происходящий в 1909 году в Риме у барона фон Эрхардта. Камера с фотопластинкой установлена на длинную выдержку, действо происходит при красном свете, не засвечивающем эмульсию. В нужный момент «дух» из-за белой занавески совершает переворот стола, барон нажимает на кнопку и срабатывает фотовспышка. Впоследствии, рассматривая памятную картинку, никто, кроме медиума и самого фон Эрхардта не сомневался в том, что стол действительно летал. Шутка в том, что Эрхардт считался лучшим в городе экзаменатором медиумов, а фотокарточки — наглядной рекламой их дара.
Порой в ходе сеансов левитировали и более компактные предметы, с коими мог управиться даже очень хилый призрак. Такие как, например, струнный музыкальный инструмент (фото 1920 года):
Еще во второй половине 19 века первопроходцы фотодела научились двойной экспозиции, чем воспользовались спиритуалисты. Именно путем наложения одной картинки на другую был создан снимок «руки духа» авторства Уильяма Хоупа:
Но люди с камерами не всегда подыгрывали жуликам. Вот карточка 1950 года, на которой видно, какую роль в шевелении гадального столика играет дамская ножка.
На следующих двух мерзковатых фотоснимках, датируемых примерно 1910 годом, запечатлена гадалка Марта Беро, также известная как Ева Карьер. Ее поклонником был Конан Дойль. Мадам Беро специализировалась на экскреции из отверстий своего тела (нос, рот, уши) так называемой эктоплазмы. Когда Марта входила в транс, на субстанции проявлялись загадочные лица. Поскольку сеанс происходил во мраке, присутствующие не видели, что волшебное вещество на деле соткано из тонкой материи — шифона, газа или муслина. Другой экстрасенс, Мина Крэндон, использовала для создания эктоплазмы бараньи легкие. Также в ход шли жеваная бумага, мыло и яичный белок.
Пик карьеры Марты Беро, француженки, выступавшей в Лондоне, приходится на 1912 год, когда дама научилась играться со световыми эффектами. А десять лет спустя группа ученых побывала на 12 ейных сеансах и окончательно разоблачила Марту.
Одним из ярых ненавистников медиумов был великий фокусник Гарри Гудини.
Гудини являлся на сеансы инкогнито и «срисовывал» трюки экстрасенсов, кои впоследствии демонстрировал публике на своих концертах. Кроме того, в повадках медиумов неплохо разбиралась его жена. В 1924 году Гарри вошел в состав комиссии, изучавшей ясновидящую Мину Крэндон из Бостона, супругу уважаемого хирурга из Гарварда. Ящик, в коем Гарри сидит на фото выше, был специально сконструирован им для проверки телекинетических способностей миссис Крэндон, которую она завалила.
Физическое медиумство умерло под напором науки в начале 1930-х годов. Оставалось уповать лишь на ментальное общение с потусторонней нечистью. На следующем фото 1931 года медиум Мойрик Моррис проводит сеанс общения с призраком на сцене театра «Форчун» (Лондон). Моррис не швырялась столами и мандолинами, а просто вещала от имени духа Силы. Тело дамы коченело, голос мутировал из сопрано в баритон, импровизированное предсказание могло продолжаться до 45 минут без умолку, при чем миссис Моррис становилась похожа на пастора мужского пола.
Все, во что люди верили тогда, продолжает управлять ими сегодня. Они общаются с духами при помощи наркотиков, электронных устройств или музыкального транса. Одна только «компьютерная диагностика» здоровья чего стоит. Методы тихого ужаса меняются, смысл остается. А «магические» фотоснимки тех многообещавших лет не теряют срока годности в качестве музейных экспонатов:
Добавить комментарий