Мирный атом — в каждый дом! Необычная история пяти глупостей ХХ века
Все мы состоим из атомов, но лишь из стабильных их изотопов. Радиоактивные структуры живыми клетками бренных тел не востребованы, что продлевает людям жизнь и сохраняет им здоровье. Радиация — наш враг, но была таковым не всегда. Первый удар по репутации радиоактивных веществ нанесла смерть Марии Кюри, второй — бомбардировка Хиросимы, ну а третьим, видимо, был взрыв в Припяти.
Ионизирующее излучение и в новом веке продолжает использоваться там, где есть жизнь. Облучают тех, кто что-то сломал и делает рентген, облучают больных различными формами рака, но, вероятно, уже в нашу эпоху от радиации в медицине откажутся, но не везде. Атомные станции тоже ведь не во всех странах Земли прекратили возводить.
Мода на радиоактивность пришла в мир сотню лет назад, вместе с химическим оружием и учением Фрейда. Когда мадам Кюри все деньги от Нобелевских премий в Первую мировую войну потратила на создание полевых рентгеновских установок и обучение военных врачей обращению с ними. Между словами «радиация» и «чудо» быстро развивающаяся промышленность поставила знак равенства. Излучение и его источники вышли за двери лабораторий, чтобы стать магазинным товаром. И появились на полках и в рекламе…
1. Радиоактивная зубная паста
Что может сделать улыбку ярче, ослепительнее чем зубная паста, которая сама «аж светится»?
В 1944 году у Германии была ядерная программа и много тория, но не было уже веры в победу. Стало известно, что одна из немецких фирм по очистке и обогащению урана и других радиоактивных элементов, под названием «Ауэр», якобы снабжала некую контору в оккупированном Париже торием. После освобождения Франции антигитлеровской коалицией, обыски в конторе ничего не дали. Впоследствии выяснилось, что у компании «Ауэр» была своя, тайная от нацистов, «заначка» радиоактивных материалов, с которыми ученые работали на перспективу, зная, что война окончится не в пользу Берлина. Они разрабатывали зубную пасту, содержащую активный изотоп тория. А изначальный рекламный призыв говорил о том, что радиоактивность пасты «Дорамад» — это блеск и сияние ваших (т.е. наших тогдашних неприятелей) зубов.
Рассчитанный же на образованного потребителя текст содержал рассказ о том, как радиация не только «полирует зубную эмаль», но убивает микробов, тем самым леча и защищая десны и зубы от болезней. Ну и кальций в зубах еще радиопаста эта защищает от чего-то.
Спектроскопический анализ впоследствии показал, что зубная паста «Дорамад» содержит некоторое количество тория, мощность радиации которого слаба и не регистрируется бытовыми дозиметрами. Паста недолго рекламировалась и продавалась, расчет «Ауэра» на перспективу не сработал, началась холодная война с атомной начинкой.
2. Рентгеновская примерочная для обуви
Сегодняшние люди дошли до того, что покупают обувку в интернет-магазинах, не щупая. А в начале и середине прошлого столетия все было устроено по науке. О том, что рентгеновские лучи вредны, ученые и техники мало задумывались, поэтому ими пользовались где не попадя. Даже в обувных магазинах.
Флюроскопы для «научно обоснованного» выбора обуви, особенно детской, особенно для инвалидов, были изобретены в 1924 году применялись на Западе вплоть до начала 1970-х. В магазине человек надевал понравившиеся ему туфли или боты, помещал ноги на ренгеновский излучатель, а продавец смотрел на картинку, по ноге ли покупателю обувь, не будет ли жать или натирать мозоли. При этом покупатель подвергался излучению в среднем по 20 секунд за одну примерку, получая чудовищную дозу радиации — до 15-20 рентген. Но потребители не жаловались ни на что, а вот продавцы потом страшно заболевали.
3. Ионизирующая косметика
Жил да был в Париже доктор Альфред Кюри. Никаким родственником ни Пьеру Кюри, ни его жене Марии, ни, тем более, Федерику Жолио-Кюри, этот предприимчивый господин не приходился. Однако фамилия продавала сама себя, как сказали бы маркетолухи, поэтому в 1933 году вместе с фармацевтом Алексисом Муссали доктор «Кюри-да-не-тот» сколотил предприятие по созданию фирменной «кюрийной» линейки радиоактивных продуктов для наведения марафета. Первый магазин ионизирующей косметики открылся на бульваре Капуцинок, второй — на проспекте Виктора Гюго. Инициатором бизнеса был хитрец Муссали, компаньона же фармацевт выбрал из-за удачного имени и ученой степени.
Торговая марка радиоактивных товаров назвалась «Tho-Radia», потому что в состав кремов, лосьонов, пудры, румян и помады входили хлористый торий и бромистый радий — вещества на то время очень дорогие. Добавлять их в состав дамских товаров приходилось в очень малых дозах, но это не делало кремы и прочую «То-Радию» общедоступным товаром. Только состоятельные парижанки могли позволить себе радиоактивное мыло по 3 франка за 100 грамм, пудру по 12 франков за 50 граммов или крем по пятнадцать за баночку.
После войны мода на радиоактивную косметику для элиты во Франции не исчезла и косметика марки «Tho-Radia» продавалась вплоть до 1960-х годов, оставаясь недешевой. Как и многие товары того времени, косметика рекламировалась слоганом о «научном подходе к вопросу красоты». Девушкам обещали, что их лица будут сиять от счастья, радия и тория. Якобы радиация стимулирует жизненные процессы в клетках, укрепляет кожу, останавливает развитие пор, лечит покраснения, пятнышки и прыщики, разглаживает морщины. В общем, те же сказки, что никуда не делись в наши «безъядерные» дни.
4. Радиоактивное лекарство от всех болезней
Если разбавленной начинкой атомных бомб отбеливали зубы и разглаживали гусиные лапки, то источники радиации не могли не заинтересовать просвещенных гомеопатов. Причем, гораздо раньше, чем косметологов. Лекарственное средство «Radithor» появилось в аптеках в 1918 году с припиской «радиоактивная вода» и содержало в каждой склянке по одному микрокюри двух изотопов радия. Остальное — дистиллированная водичка тройной перегонки.
«Радитор» позиционировался как средство от любых болей и недугов и выпускался неким Уильямом Бейли, который был «далеко не доктор», а недоучка из Гарварда, до 1928 года. А в 1932 году из-за разрушения костей черепа погиб ярый сторонник терапии радием, спортсмен, богатей, чемпион по гольфу и общественный деятель Ибен Байерс. После смерти 51-летней знаменитости американское правительство ужесточило нормы применения радиоактивных веществ в медицине и гигиене.
5. Набор для детей «Юный атомщик»
Кто из американских детей начала 1950-х не мечтал построить собственную атомную бомбу и взорвать ею коммуниста? Наверное, только Элвис Пресли. Для остальных же мальчиков и девочек в 1951-52 г.г. в США выпускался и продавался «ядерный чемоданчик» — набор для изучения радиации и атомной энергии дома или в школе. Что-то вроде советского комплекта «Юный химик».
Как и многое другое радиоактивное добро, детская «Лаборатория Gibert U-238» («U» — это уран) стоила недешево. Пятьдесят долларов за игрушку, да еще и опасную, были по тем временам приличной суммой. Поэтому товар тогда не пошел, а сегодня коллекционеры готовы отдать за набор «Юный атомщик» до 5 миллионов «зеленых».
В комплект конструктора входили четыре вида урановой руды, источник бета- и альфа-излучения свинец-210, источник чистых бета-лучей рутений-106, гамма-излучатель (предположительно цинк-65), разные приборы и облачная камера с короткоживущим изотопом полония, распадающимся с выделением альфа-лучей. Счетчик Гейгера продавался отдельно.
Ах да, забыли предупредить. За время прочтения данного нагромождения знаков и изображений вы получили некоторую дозу ионизирующего излучения. Соответствующую нормальному фону радиации в вашем городе или поселке.
Добавить комментарий