Зоофиты — необычные и неправдоподобные гибриды растений с животными
В древности и в Средние века представление о мире, о его далях и тридевятых окраинах у обычных людей формировалось на основе рассказов путешественников, посетивших дальние края и насмотревшихся диковинок. Иногда рассказы эти подкреплялись вещдоками, но чаще самим путешественникам приходилось полагаться не на опыт глаз своих, а на рассказы чужеземцев да иные сплетни. В которых уже самим рассказчикам очень трудно было бы отделить сказку от были. Затем получившиеся истории пересказывались и переносились на бумагу образованными мужчинами, которые никогда не бывали за границей. Наконец, за дело брались рисовальщики, которые краем уха «что-то слышали» и вдохновились слухами. В итоге от правды в мемуарах путешественников оставалось примерно ноль процентов. А во многовековой «испорченный телефон» охотно играли представители духовного сословия.
Вак-Вак
Согласно легенде, дерево Вак-Вак произрастает на острове то ли в Индийском океане, то ли где-то в широтах китайских морей. Оно примечательно своми плодами. На Вак-Вак растут животные или люди, или все твари в сборе, в зависимости от фантазии художника.
По некоторым, по-восточному приукрашенным, историям фрукт начинается с людской головы, а по мере созревания формируются туловище и конечности. По другим слухам сначала на месте плода появляется младенец, который взрослеет и вырастает в спелый человекофрукт.
А еще этот фрукт умеет кричать «Ваквак!», то ли когда растет, то ли когда падает на землю. Есть вероятность, что история о дереве Вак-Вак могла эволюционировать из фактов о кокосовых пальмах с орехами, чем-то схожими с головой человека. Изображения дерева Вак-Вак впервые появились в арабском искусстве 12-го столетия.
Растительный баран Татарии
Обычное для давних наших предков название этого представителя фаунофлоры — баранец (или даже скифский агнец). Сие легендарное растение доставляло удивление тем, что плодоносило овцами. А встретить его, якобы, можно было в Центральной Азии или в южном Поволжье.
Купцы и пилигримы, возвратившиеся из жарких скифских степей или с берегов Каспия в свою, жаждущую новостей, Европу, подавали землякам «растительного барана Татарии» как растение от 70 см до метра в высоту. На конце стебля его — стручок. Когда стручок раскрывается, наружу появляется ягненок. Животное остается прикрепленным к родному стеблю, но получает возможность объедать листья растений других видов, живущих по соседству. Когда все вокруг оказывается выедено (или стебель-пуповина сломался), баранец умирает (или дохнет).
Кроме того, в сказаниях говорилось, что это растение с особым удовольствием жрут волки. А люди делают из него замечательные ткани и наряды. Возможными прототипами овощного барашка могут быть хлопчатник и арбуз. Упоминание о подобном баранцу гибриде животного и растения имеется в еврейском фольклоре 5-го века нашей эры.
Дзиммэндзю
Дерево дзиммэндзю корнями запитано в японскую мифологию и напоминает Вак-Вак — с той разницей, что легенда родилась в Китае и Японией была позаимствована. Впервые дзиммэндзю упоминается в энциклопедии 1712 года издания.
Согласно слухам эпохи Эдо, дерево дзиммэндзю рождает плоды, у которых есть лицо, и это лицо человеческого ребенка.
Лица не разговаривают, но они всё время улыбаются или смеются. Если они веселятся слишком бурно, то срываются и падают с ветки оземь. На вкус фрукты дзиммэндзю одновременно кислые и сладкие, их семечки по форме тоже похожи на лица людей. По другой версии вид человеческих лиц имеют не плоды, а соцветия. В высоту необычное дерево достигает якобы от 2 до 10 метров, а родиной его считаются горные местности Китая.
Казарковое дерево
Согласно старинной британской легенде, где-то в районе Оркнейских островов водятся особые дикие гуси. Того биологического вида, который мы называем белощёкой казаркой. Их особенность — в том, как эти эффектные птахи, по слухам, появляются на свет и становятся взрослыми.
Кроме того, в легенде свою роль играет еще один вид животных — морские уточки. Так называют нескольких ракообразных, живущих неподвижно и имеющих раковину. Они с удовольствием оккупируют различные субстраты в зоне прилива, особенно древесину и живые деревья. В данном случае упоминается вид Lepas anserifera, напоминающий нечто из космической фантастики. Ножка и раковина этого хищного рачка издалека сильно похожа на птичью голову и шею. «Ансерифера» же означает «рождающая гусей».
Легенда помогала старинным жителям Альбиона — из числа грамотных католических монахов — объяснить два непонятных им природных феномена. В средние века шотландцы и ирландцы видели в своих краях множество черно-белых казарок, но только зимой. С приходом тепла эти дикие гуси исчезали. Кроме того, никто не видел ни гнезд, ни яиц белощеких казарок. Это теперь все знают, что в Британию и Ирландию пернатые прилетают, чтобы перезимовать. И что гнездиться и растить гусят они улетают в Гренландию или на Новую Землю. В старину же в головах интеллектуалов родилась и выжила идея о том, что белощекие казарки имеют… растительное происхождение. Наблюдатели приняли морских уточек за некие почки, из которых, словно фрукты, формируются живые гуси. А дерево, на котором сие творится, прозвали казарковым (barnacle tree).
Впервые легенду о гусеродящем растении на бумагу перенес в 12-м веке епископ Гиральдус Камбренсис. По мнению богослова, спонтанное появление гуся-самца из древесных тканей является свидетельством возможности непорочного зачатия. Также о пернатых фруктах было сказано, что те из них, что падают в воду, продолжают жить, а те, что на землю — помирают. Для некоторых ирландских священников «растительное происхождение» гусятины было очень удобным мифом, ибо позволяло питаться дичью в дни поста. Поэтому легенда о казарковом древе переписывалась из книги в книгу аж до середины 18-го века, когда в Королевской академии наук в Лондоне нашлись здравые умы, разбившие в прах теорию непорочного появления на свет перелетных казарок. Которых уже успели повидать в местах полярного гнездования мореходы из многих стран Европы.
Добавить комментарий