Богиня, поедающая кал, и другие узкоспециализированные боги
Чем древнее мифология, тем больше в ней божественных существ. Наши пращуры придумали богов для всех вещей и явлений, обладающих мало-мальской значимостью и ценностью. Услыхали люди близкий раскат грома в небе, вот и появились боги – покровители сего природного феномена. Увидев, как волны морские разбиваются с шелестом или рыком о берег, язычники изобрели богов воды.
Остановиться в процессе боготворчества было трудно. В умах древних поселились сотни сверхъестественных существ и немногим из них удалось сохранить репутацию и память навеки, как Зевсу или Посейдону. Мы насочиняли богов для всего на свете, что только можно представить и назвать. В том числе и божественных специалистов узкого профиля, которые ныне кажутся до нелепости ненужными. Некоторых помнят сквозь века как раз из-за экзотичности. Например…
Сопона, бог оспы у народа йоруба
В Сопону (Шапону) люди йоруба, живущие в Западной Африке, искренне верили и до начала 20 века придерживались целого культа поклонения этому специфическому богу. Жрецы этого культа выжимали деньги из семейных бюджетов простого люда, запугивая его проклятиями.
Если кто-то не хотел платить служителям бога оспы, жрецы Сопоны приходили к упрямцу ночью в гости и осыпали хозяина оспяными струпьями. Если же хозяин не впускал одержимых святош в дом, измельченные струпья сыпались в окна, годилась и почва с могилы умершего от оспы. Культ считался нелегальным, поэтому осполюбы вели себя скрытно.
Когда в конце 19-го столетия в нынешней Нигерии белые стали прививать черных вакциной против оспы, ревнители культа Сопоны яростно сопротивлялись кампаниям вакцинации. Несколько раз «сопонисты» были признаны виновными в эпидемиях оспы.
Пукающий дух инуитов Лабрадора
Согласно традиционным поверьям инуитов (эскимосов), живущих на крайнем севере Америки, духи общаются с живыми людьми, нередко ради этого являясь им в сновидениях. У разных духов – разные фирменные способы себя преподнести. Существует, к примеру, божество Матшишкапеу, разговаривающее с инуитами звуками флатуленции (пуканья). Имя этого могущественного персонажа переводится просто как «пердун».
Мужчины-эскимосы считают, что дух Матшишкапеу часто с ними разговаривает, особенно когда рядом с мужчинами нет женщин. Каждый пук рассматривается религиозными инуитами как духовное послание, требующее расшифровки. Толкование инуитского пердежа, принимаемого за спиритизм, – ремесло непростое, что подтвердит любой охотник с севера Лабрадора.
Римская богиня дверных крючков и петель
Кардея (Карда) в Древнем Риме работала узкоспециализированной богиней дверных запоров – в виде крючков (cardines). Она покровительствовала и дверям как таковым, и порогам, а также дверным петлям.
Поэт Овидий воспевал богиню узкого профиля, называя Кардею той «что открывает то, что заперто, и закрывает открытое». В свои времена богиня популярной у римского народа, считавшего, что богиня оберегает детей от ночных кровососов, отправляя их взамен питаться свиньями. День Кардеи посему отмечается 1 июня – в День защиты детей. В эту дату римляне ели бобовое пюре со свиным салом.
Всемирный пантеон божеств дерьма
У фекалий тоже были боги, как же без них-то. Но их было так много, что речь нельзя вести об одной какой-либо религии. Дальше других, пожалуй, зашли верующие японцы, придумавшие целый пантеон каловых богов и духов.
Жители Японии не были одиноки. У китайцев имелась Ци-Гу, богиня дерьма, к которой относились с почтением. При жизни в миру Ци-Гу была привлекательной женщиной, замужем за актером. Её убила жена министра, который, в свою очередь, убил мужа Ци-Гу, чтобы пленить красавицу в покоях. Женщины Китая всерьез украшали изображениями богини туалеты, чтобы в благодарность за это покровительница какашек отвечала на их вопросы и поддерживала в отхожем месте санитарию.
У жителей древнего Вавилона и сторонников иудаизма в Талмуде был и есть мстительный туалетный демон Шед-Бет-ха-Кисе (он же Сулак), насылающий проклятие на тех, кто занимается сексом в сортире или рядом с ним. Проклятья раздавались проживающим в уборных божеством в виде припадков эпилепсии или инсультов. Демон Шед-Бет-ха-Кисе (или Сулак), видимо, внешне напоминал льва, и нормально относился к тем, кто ходит в туалет в одиночестве и делает свои дела богобоязненно.
Наконец, у древних римлян процесс дефекации и утилизации отходов обслуживали два бога. Во-первых, это Стерквилин, обычный бог фекалий и навоза. Во-вторых, это Клоацина – богиня канализационных систем.
Ацтекская богиня, поедающая всякие отходы
В произведениях искусства богиня очищения Тлацолтеотль обычно изображается с устами, вымазанными чем-то коричневым или черным.
Кроме того, её называли богиней грязи, но под грязью понимали божественное дерьмо. Должны же, мол, боги чем-то испражняться. Верования ацтеков со временем эволюционировала и Тлацолтеотль в глазах древних индейцев превратилась в богиню, поедающую любые отходы. В их перечень входили тела мертвецов, гниющие овощи и фрукты, а также, конечно, фекалии. Поклонение мифическому существу, занятому пожиранием какашек, – это странно даже для привычных к злым богам ацтеков.
У Тлацолтеотль была еще одна работа, частично исправляющая ситуацию. Богиня считалась покровительницей бань, в которых ацтеки очищали телеса – правильно, от грязи.
Норвежский источник вечной свинины
В Старшей Эдде скандинавской мифологии мясо кабана Сехримнира упоминается как образец лучшего бекона.
Викинги понимали, что хорошая религия не может обойтись без священной свинины, да простят их нынешние граждане Норвегии. То есть, сами боги не могут питаться той же пищей, что простые смертные. Им подавай божественное. Вслед такой идее появился на свет образ дикого свинтуха по имени Сехримнир.
Каждый вечер кабана Сехримнира варят на ужин лучшим из воинов, устроившихся после гибели в Валхалле. Зверя – самую вкусную свинью во Вселенной – божественные бойцы съедают с аппетитом и наслаждением, мяса хватает на всех, а к утру Сехримнир снова оказывается живым и готовым снова и снова переживать кошмар убиения пьяными викингами.
Римский бог пограничных камней и столбов
Термин (Терминус) был одним из первых богов, придуманных римлянами. Он был священным покровителем границ, т. е. расположенных на них камней и столбов.
Эти камни назывались «терминами» и горе было тем, кто осмеливался их выкапывать и передвигать. Любой римлянин, поймавший нарушителя на горячем, имел право убить негодника немедленно, вместе с его рабочей живностью.
Просто взять и умереть, разгневав Термина, было счастливой судьбой. Надписи на римских пограничных камнях гласили о том, что сдвинувшим камень с места угрожает тяжкая и грустная доля – скончаться последним в своей семье. То есть, сперва схоронить детей, внуков и так далее.
Гаитянский бог перекрёстков
Несмотря на скромно озвученную должность бога Калфу, он считается ужасным существом, гаитянским вудуистским эквивалентом Сатаны, по-детски проказливым и жестоким.
Вечно юный Калфу, воплощение духа-старика Папа Легба, открывающего и закрывающего врата в мифические дали, является либо в образе молодого человека, либо в виде красного демонического чудища, пьющего ром, сдобренный порохом, дабы чем-то занять время. Периодически вселяясь в живых землян, бог Калфу управляет проникновением злых вредоносных духов в реальный мир, – при этом люди ощущают лишь присутствие самого Калфу, но не тех, кого он впустил.
Безымянный бог всякой всячины
Чтобы ничего не оставалось без внимания сверхъестественных сил, древние греки выдумали концепцию Безымянного (или «неведомого») бога – Агностос Теос. Этот бог-местозаниматель признавался покровителем всего, о чем сочинители религии забыли упомянуть, поселив на Олимпе дюжину главных божеств и множество второстепенных. В Афинах неведомому богу был дарован храм.
Греки стали усиленно поклоняться Агностосу, когда на Афины нашла эпидемия чумы. Жители Эллады зарезали в жертву десяткам святых дюжины животных, но хворь не отступила, а убивать зверей на алтарях полагалось в любых необъяснимых случаях (божьей немилости).
История, сохраненная и поведанная бочкожителем Диогеном Лаэртским, говорит, будто не ведая, кому еще надо пожертвовать скот из-за чумы, афиняне решили по совету мудрого и модного провидца Эпименида отправить отару обреченных овец на вольный выпас – на холм Ареопаг.
Животные разбрелись по окрестностям Афин. Замысел Эпименида был в том, чтобы устанавливать алтари и устраивать приношения жертв в тех местах, где овцы остановятся и прилягут. Большинство мест в столице и вокруг были уже связаны с разными богами, посему многих овечек пожертвовали именно им. Если же брошенные хозяевами овцы заводили озабоченных чумой греков в зону, свободную от олимпийского патронажа, то алтарь строили для Безымянного бога, то есть без опознавательных надписей.
Добавить комментарий