Уникальный музей-заповедник Кижи.
Остров Кижи находится в Карелии, в Онежском озере — втором по величине среди европейских водоёмов. У острова богатая история. Считается, что название острова происходит от карельского слова kizat, что означает «игрища». Сюда в древности народ приезжал с близлежащих островов для совершения культовых обрядов. Первое упоминание о Кижском погосте ученые обнаружили в писцовой книге 1582 — 1583 гг. В это время Кижский погост считался центром, где были построены две деревянные церкви. Остров за свою историю не раз подвергался иноземным набегам.
По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России. Собранная в нем коллекция памятников архитектуры насчитывает 76 построек.
Своими архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.
Преображенская церковь, построенная в 1714 году, — главное сооружение Кижского погоста. Воспринимаемый издали строгий пирамидальный силуэт церкви, вблизи поражает множеством деталей. Церковь срублена из сосны и увенчана 22-мя разновеликими главами, покрытыми осиновым лемехом.
Главки различной величины, расположенные в 5 ярусов, затейливо перемежаются друг с другом, придавая церкви причудливый, сказочный вид. В яркий солнечный день они сверкают и издали кажутся золотыми, на закате солнца — малиновыми, в пасмурную погоду — серебристыми.
В её создании яркое отражение нашло сочетание строительной мудрости и практической целесообразности: система водостоков и архитектурные формы кровли соединились в единое целое, обеспечивая церкви сохранность и долговечность. Основным инструментом плотника был топор. Дело в том, что пила при работе рвёт древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Все сложные конструкции церкви выполнены преимущественно без использования гвоздей.
К сожалению, неизвестны имена создателей этой церкви. Сохранилась легенда о мастере Несторе, который, завершив своё творение, забросил топор в воды Онежского озера со словами: «Не было, нет, и не будет такой».
Церковь Покрова Богородицы, построенная спустя 50 лет после Преображенской церкви. Покровская церковь имеет вытянутый прямоугольный план. Её нарядное решение является уникальным для русской деревянной архитектуры. Подобный конструктивный тип церквей обычно завершается шатром. Но здесь две церкви, расположенные рядом, составляют ансамбль, поэтому местные мастера нарушили традицию и украсили Покровскую церковь девятью главками, которые органично вошли в согласие с 22-главием Преображенской церкви.
Высокая стройная колокольня с шатровым завершением — самое позднее сооружение ансамбля. Колокольня построена в 1862 г. на месте своей обветшавшей предшественницы.
В её облике проявилось чуждое народному зодчеству внешнее влияние городской каменной архитектуры, характерное для второй половины ХIХ века — времени построения колокольни: стены ее обшиты досками, световые окна над дверьми имеют арочные формы, филенчатые двери оформлены в виде высоких порталов.
На территорию музея — заповедника были перевезены несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек — амбаров, риг, бань и пр. В интерьерах домов представлены использовавшиеся в повседневной жизни хозяйственно — бытовые предметы — орудия труда, посуда, утварь, мебель. Около 500 икон хранят своеобразие северной иконописной традиции.
Добавить комментарий