Путешествие по подземным рекам
Страсть к приспособлению и переконфигурации естественного ландшафта под собственные капризы роднит человека с бобрами, термитами и сорными курами, но при этом делает его… человеком. С живой и неживой природой гомо сапиенс делает, что ему угодно, разве что Луну на изнанку выворачивать или алчность лечить пока не научился.
Когда-то в доатомные времена, когда предки нас шастали по сырым пещерам, кто-то сильный фантазией понапридумывал легенд о подземном (сиречь, загробном) царстве, где во мраке и хладе текут жутковатые речки Стикс, Лета, Мнемозина и т.п.
Затем, по мере развития городов и хозяйства, люди стали превращать обычные водоводы в подземные, лишая их солнечных бликов при помощи лопат или экскаваторов. Вот и получилось, что на Земле возникло немало обитаемых мест, где живешь, не подозревая о том, что где-то не слишком глубоко под шаркающими по ламинату тапками протекают тайные подземные реки, многие из которых сохранили свои названия (что немаловажно!) и даже пользуются популярностью у сведущих туристов (Стикс жил, Стикс жив, Стикс будет жить).
Сиднейский Танк Стрим
Когда европейцы высадились на юге Австралии в 1788 году, они в первую очередь стали искать место с пресной водой, которую можно пить, и где целесообразно основать колонию. Такое местечко нашлось, и было в честь важного правительственного чиновника названо Сиднеем.
Речка, впадающая в океан, использовалась для снабжения емкостей с пресной водой в жилищах поселившихся в Сиднее ссыльных преступников, потому и получила прозвище «Баковый ручей» (Tank Stream). Со временем водоток загадили, а топь, бывшую истоком реки, почти полностью осушили в 1850 году. Так «ручей» превратился в ручеек, который одели в камень десятью годами позже. Танк Стрим стал частью сиднейской ливневой канализации.
Баковый ручей существует до сих пор, и по-прежнему впадает, куда надо — в Сиднейскую бухту.
Московская Неглинка
При царе Горохе река Неглинная в Москве давала московитам и харч, и защиту. В ней хорошо ловилась рыбка, а сама речка была для Кремля чем-то вроде естественного защитного крепостного рва. Истоком ее было болото в районе Марьиной Рощи, впадала Неглинка в Москву-реку.
К концу 18-го века одна из знаковых рек столицы России превратилась в что-то, чем нынче является «священная» Джамна для столицы Индии — всепрощающий мусорник. Тем, кто сидит в Кремле, вонь вскоре надоела, и в 1817-1819 годах Неглинную заключили в кирпичную трубу. Став фактической частью канализационной системы Москвы, река продолжала подчиняться законам природы и периодически выходила на поверхность. Повернуть историю вспять никому не хотелось, поэтому в 19-20 веках было сооружено несколько новых коллекторов, призванных взять Неглинку в ежовые рукавички.
В настоящее время воды подземной реки Неглинной являются самым настоящим ядом, воды ее мутны и изобилуют органикой и тяжелыми металлами. В подземные коллекторы проникает креативная московская молодежь, клацает оные на зеркалки да айподы, заодно «украшает» каменные стены надписями о том, что ее, молодежь, волнует.
Нью-Йоркская Минетта Брук
Минетта Брук (или Минетта Крик, Минетта Стрим, Минетта Уотерз) — один из множества водоводов, заключенных человеком под землю по мере превращения старинного, деревянного Нью-Йорка в современный. Насчет этимологии названия реки есть много версий, но нет среди них той, о которой кто-то из ваших друзей мог бы подумать.
Когда-то Минетта протекала по острову Манхэттен, историческому ядру «большого яблока», и была источником чистой воды, привлекшим в края оные столь многих предприимчивых людей. Обратной стороной предприимчивости явилось то, что река, некогда изобиловавшая форелью, стремительно загрязнилась и превратилась в одно из многих пошлых русел для кубокилометров сточных вод Нью-Йорка.
Под землю Минетту начали прятать в 1820 году. Река мстила, и в поисках новых водоводов то тут, то там подмывала фундаменты новых домов. А где не подмывала — там подрядчики делали подземную речку виноватой, вплоть до 1977 года — с тех пор не было зафиксировано ни одного «официального» случая подмывания зданий грунтовыми водами Минетта Брук. Неофициальное же количество жалоб обитателей старых домов на «наводнения» в подвалах исчисляется тысячами.
Предприимчивые турфирмы устраивают для любителей удивительного, но запрещенного, пешеходные туры по руслу Минетта Брук с вуайеристическим подглядыванием за невесть чем сквозь зияния канализационных люков.
Парижский Бьевр
Исток реки Бьевр находится в районе знаменитого Версаля, откуда речка оная течет в направлении не менее славного Парижа, где впадает в Сену. Длина ее русла составляет без малого 33 километра.
В свои лучшие времена Бьевр был полноводным, однако раздарив свои пресные богатства людям и их водяным мельницам, превратился в малозаметный ручей. На окраине французской столицы Бьевр прячется от людских глаз под землю и начинает выполнять функцию городской ливнёвки. Но так было, разумеется, не всегда:
В эпоху Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна из Бьевра еще можно было коней напоить, но промышленная революция превратила приток Сены в вонючую помойку, которую власти поспешили упрятать в каменный коллектор.
Ныне реставраторы былой красоты предпринимают меры для того, чтобы некоторые участки неумирающего русла Бьевра стали доступными для обозрения парижанами и гостями столицы Франции. Туристам предлагаются экскурсии и всё такое.
Лондонский Флит
Это, пожалуй, самая известная из всех спрятанных человеком под землю рек, о которых не пишет русская википедия. Флит питается водами двух родников, расположенных в старинном лондонском парке Хэмпстед Хит, и, протекая под британской столицей, впадает в Темзу.
В истоке речки Флит находится живописный пруд в чисто английском стиле:
Всякий, у кого по истории не было двоек, может себе представить, как стремительно и с какими «побочными эффектами» развивался Лондон. Вот и Флит, подобно Неглинке или Танк Стрим, обреченно превратился из реки в сточную канаву, прятать запах которой от носов леди и джентльменов строители Лондона начали еще в 1730 году. Сначала в ход шли обычные кирпичи, затем новаторский бетон.
Место, где река Флит была впервые спрятана под землю, называется Флит-стрит. Это одна из важнейших, помпезнейших улиц лондонского центра (Сити), известная в качестве резиденции многих британских масс-медиа. Когда-то считалось: что написано на Флит-стрит пером, не вырубишь на Уолл-стрит топором (или томагавком).
Флит — не единственная река, которую лондонцы похоронили под фундаментами столицы. В мартирологе британской цивилизации значатся еще и такие водные потоки, как Тайберн, Эффра, Уолбрук и Ерлз Слюз. Все они, за компанию с Флитом, инкорпорированы в систему ливневой канализации столицы Великобритании. Подземелья Тайберна в нужное время использовались властями Лондона как место для казней преступников, чьи тела отправляли вплавь в последний путь по лондонской «Лете».
Добавить комментарий