Необычные сейфы для защиты христианских покойников от британских ученых
Некоторые люди не понимают, зачем на русских кладбищах вокруг могильных холмиков ставят оградки. Ведь если кто захочет, например, выпить у чужой могилки, тот перелезет. И вообще, в мире живых помимо забора для защиты тел и вещей существуют решетки на окнах. Нечто наподобие оных двести лет назад было в вынужденной моде на шотландских кладбищах — не оградки «а ля рюс», не склепы, а именно решетки, своего рода сейфы, защищающие мертвецов от охотников за свежими трупами.
В начале 19-го столетия студенты медицинских вузов Великобритании столкнулись с проблемой. Для изучения анатомии стало не хватать трупов. Все предыдущие поколения британских медиков не знали недостатка в материале для разборки, используя в анатомичках тела казненных преступников.
Использование тел осужденных для нужд анатомической науки практиковалось еще в 4-м веке до нашей эры в городе Александрия. В то суровое время врачам разрешалось препарировать живых преступников. Когда человечество сделалось более гуманным, воров и убийц стали отдавать анатомам лишь после казни. А в конце 18 века изменилось уголовное законодательство, многим злодеям казнь стали заменять каторгой в далеких колониях. К тому же с подачи церкви правительство ввело лимиты для практикующих вскрытие трупов для науки. Таким образом, на всю ученую Британию приходилось всего полсотни казненных грешников в год.
Страшный, панический дефицит возник — врачам и студентам требовалось не 50, а по меньшей мере пятьсот трупов. Тут-то и подняли головы старые враги приходов — беспринципные алкоголики, расхитители могил.
Новый расцвет торговли ворованными покойниками привел к появлению в Англии железных гробов, а в Шотландии — так называемых mortsafe. Первый из них был сооружен примерно в 1816 году. Мортсейфы представляли (и представляют) собой очень тяжелые конструкции из металла и камня, которые делали эксгумацию тела невозможной. Подъемных кранов на горючем ходу и автогена в то время еще не было.
Технология была такова. После того, как гроб предавали земле, его сверху накрывали плитой, в которой были проделаны отверстия для железных прутьев. Верх конструкции выполнялся в виде решетки, либо венчался еще одной тяжелой каменной плитой. В таком сейфе мертвец делался теоретически недоступным для похитителей.
Однако, чем больше таких сейфов появлялось на британских кладбищах, тем хитрее становились расхитители захоронений. Одним из новых способов кражи покойника из гроба стал подкоп, который начинался метрах в 6-7 от могилы. При этом, естественно, цена на нелегальные трупы скакнула в небеса.
Метод с подкопом был чудовищен для родственников покойного. Из-за мастерства грабителей, определить, какую могилу обворовали, а какую нет, удавалось нечасто. Впоследствии в заброшенных могилах с мортсейфами было обнаружено немало пустых гробов.
Со временем появились переносные решетчатые конструкции для защиты могил. Они запирались на два ключа, которые хранились у двух разных людей. В аренду такие многоразовые мортсейфы брались на 5-6 недель. За это время тело мертвеца становилось непригодным для медицинского осквернения. Потом сейф переносился на свежую могилу, если за него было уплачено приходским работникам. Такие мортсейфы изготавливались по заказу церкви, и она их успешно сдавала напрокат. Для экономии потенциальные скорбящие сбивались в общества и скопом арендовали сейфы для покойников на несколько лет. Что-то вроде кредитно-страхового союза.
Бизнес на защите тел от жаждущей свежих мертвецов медицины загнулся в 1832 году, когда правительство Империи разрешило использовать в анатомических театрах для вскрытия любые невостребованные трупы, либо те тела, чьи хозяева при жизни обещали отдать свою тленную оболочку науке после смерти. Профессия расхитителя могил стала ненужной. Большинство мортсейфов сдали на металлолом или превратили в скамейки. Некоторые дожили до наших лет как памятники золотому веку трупоторговли.
Добавить комментарий