Поющее Звенящее Дерево и другие необычные средства для создания музыки
Сколько о музыкальных инструментах не пиши, всегда выйдет так, что тема не раскрыта. Люди разных стран продолжают изобретать новые и новые. Странные люди, скажет кто-то. Так ведь и инструменты у них выходят странные, под стать изменчивости музыки самой.
Кроме того, с развитием туризма и интернета мы все больше, если хотим, узнаем традиционных, чьих-то народных инструментов, которые ни на какие другие не похожи. Многие из них вполне могут считаться прекрасными.
Колёсная арфа
Органистр, он же джиронда, она же колесная лира известна в Европе с 12 века. Сначала она была большой, музыкант играл, а его помощник крутил ручку. Затем инструмент стал более компактным, и на колесных лирах кругом заиграли бродячие калеки и менестрели. Колесо лиры, задевая десяток струн, заставляет инструмент монотонно гудеть, издавая так называемый бурдон, или «дрон». Под него можно петь отсебятину, не положенную на ноты.
Расширил масштабы отсебятины в мироздании, как известно, двадцатый век. И она продолжает расширяться вместе со Вселенной. Энтузиасты музыкального звука решили скрестить колесную лиру «хурди-гурди» с арфой. В 2013 году о себе заявил густой полифонией инструмент, который назвали «колёсной арфой».
Представляет из себя Wheelharp что-то странное на стыке хурди-гурди и клавесина, и по облику, и по звучанию. Премьера инструмента состоялась на фестивале в Калифорнии. Клавиатура колесной арфы управляет 61 струной, так что музыкант может управлять чем-то вроде целой струнной группы оркестра. Существует инструмент в двух модификациях, с разными типами клавиатуры.
Создатели инструмента пишут, что соорудили его исключительно по наброскам великого Да Винчи. Барабан со струнами, правда, приводится во вращение электромотором, управляемым с помощью педалей. В розничной продаже современный органистр с электроприводом, который бы оценили лучше всех рокеры первой половины 70-х годов, будет стоить от 10 до 12 тысяч долларов.
Двухэтажная скрипка Хардингфеле
Под звуки этого норвежского народного устройства тамошние невесты ходят под венец. Хардингфеле, или скрипка из Хардангера, известна в стране суровых красот с 1651 года, когда «двухэтажный» струнный инструмент создал мастер с берегов Хардангерфьорда. С тех пор хардингфеле занял место обычной скрипки на юго-западе страны, в остальной же Норвегии всё и ныне наоборот.
Норвежская модель — это инструмент узнаваемых очертаний, но с двойным набором струн, в хардингфеле их восемь. Нижние струны звенят благозвучным (или мерзко-скрипучим, это кому как) подпевом, когда музыкант водит смычком на струнах верхних. Украсив саунд инструмента, скандинавы и внешне его уторжествили: ординарный хардингфеле всегда выглядит раза этак в два наряднее, чем какая-либо скрипка или альт. Как-никак, под венец вести — не в оркестре в яме сидеть.
Вот, как звучит в умелых руках двухэтажная скрипка с родины викингов.
Поющее, звенящее дерево
В Англии, в Восточном Ланкашире однажды дали пошалить современным людям искусства, и результатом их вдохновенного баловства стал квартет художественных скульптурных композиций под названием «Паноптиконы». В него вошли ориентиры 21 века — яйцеобразный, с бронзинкой, «Атом»:
Сияющее светодиодами, косящее под НЛО «Гало Хаслингдена»:
Довольно скромные, скромнее луговых цветов, подножные «Цветовые поля»:
А также «Поющее, звенящее дерево» (Singing Ringing Tree), в котором роль живых, работящих капилляров ствола, веток и листвы выполняют рельсы и склонные к гудению обрезки труб из гальванизированной стали:
Данный музыкальный инструмент играет с божьей помощью, заполняя каверны в шуме природы величественным, под стать английским лугам и болотам, дудением в исполнении маэстро ветра.
Сооружение гигантского дерева-флейты из труб разной длины и ориентации было завершено в 2006 году. Авторы ветрового музыкального инструмента — дизайнеры Майк Тонкин и Анна Лиу. С ним нельзя гастролировать, но поющее дерево можно послушать в записи, или побывав в Ланкашире с туристическим визитом:
Гамелеста и шарпсикорд
Норвегия, Англия… А вот вам еще один север, самый выразительный по рельефу и климату — Исландия. И самая выразительная из исландок — певица, позерша и маленькая муза Бьорк, дочь Гудмунда.
Пытаясь как следует возлюбить всё живое нотами своего альбома «Биофилия», исландская инопланетянка потребовала необычных выразительных средств отнюдь не у компьютера, но у дерева, металла и других простых, «аналоговых» даров природы. В разработке невиданных и неслыханных средств звукоизвлечения принял участие северный ледовитый дизайнер Бьоргвин Томассон. Музыкальный инструмент, сконструированный им, звучит этакой тройкой с бубенчиками в оформлении «хитовой» песни из альбома, которая называется «Crystalline».
Инструмент Томассона представляет собой гибрид индонезийского гамелана:
И французской челесты:
Не мудрствуя особо, изобретатель из Исландии назвал химерный инструмент «гамелестой». И работает это франко-азиатское существо как-то так:
На диске «Биофилия» записано немало странных музыкальных инструментов, и среди них есть только один, существовавший до старта проекта. Это шарпсикорд (Sharpsichord), где все буквы, кроме первого «ш» принадлежат клавесину, но первый слог намекает на остроту и актуальность.
Махина являет собой большую механическую арфу, барабан которой приводится в действие электричеством от солнечных батарей. Мелодию на барабане меняют, затыкая или оставляя пустыми 11520 отверстий на его перфорированной поверхности. Изобретатель шарпсикорда Генри Дэгг считает свое детище чем-то средним по звучанию между арфой и басовым кларнетом.
Солнечную арфу делали 5 лет, на ее создание было потрачено 90 тысяч британских фунтов. Но инструмент мог проигрывать всего 90 секунд музыки, и мистер Дэгг прятал шарпсикорд от посторонних глаз, никогда не вывозя громоздкую «шарманку» из родного дома.
Появление огромной музыкальной шкатулки на сцене с Бьорк было неожиданным прорывом, солнечная батарея принимала кванты света от софита. В состав инструмента входит клавиатура для живых импровизаций на заданную штифтами тему. А если добавить на сцену еще одного живого музыканта, то получается призадуматься:
Вот же, что получилось с экологически чистой, выглядящей весьма «по Гондри», механической арфой из Англии 21 века, у хитроумно ангажировавшей шарпсикорд оный Бьорк:
Добавить комментарий