Конгамато — крылатые демоны заповедных топей

Конгамато — крылатые демоны заповедных топей

Когда на Земле не было интернета, телефона, политики и вообще людей, кругом хозяйничали динозавры, среди которых выделялись рептилии, научившиеся летать на крыльях — птеродактили и рамфоринхи. Палеонтологи считают, что крылатые ящеры появились в Юрском периоде и дожили до Мелового. То есть, последнего из птерозавров можно было официально и достоверно наблюдать примерно 65 миллионов лет назад.

Почти все окаменелые останки воздушных асов Юры и Мела найдены в морских осадочных породах, это намекает на то, что крылатые ящеры питались рыбой и большую часть времени проводили над  прибрежным мелководьем. На картинках для детей и впечатлительных взрослых птерозавров рисуют огромными, размером с дельтаплан или спортивный самолет. Но холоднокровные хищники таких размеров не смогли бы обеспечить себя энергией для полетов, сколько рыбы не ешь. Реальные размеры этих дракончиков — от воробья до орла, за исключением удивительного птеранодона (размах крыльев до 8 метров) и кецалькоатля (до 16 метров). Раскопки также показали, что некоторые птерозавры, словно млекопитающие, были покрыты шерстью. Но означает ли это, что ужасные ящеры где-то смогли пережить всемирное отморожение в Ледниковый период и продолжать плодиться, жрать и размножаться в наше слишком человеческое время?

После того, как ученым и любителям стало ясно, как выглядели доисторические птерозавры, в прессе и почте стали появляться сообщения о встречах людей с похожими существами. Кто-то неоднократно видел ящеров в высоком или низком небе, а некоторые несчастливцы вообще стали жертвами таинственных криптид.

В 1923 году в Замбию прибыл путешественник Франк Мелланд, и ему удалось записать несколько историй о контактах местного населения с жуткими крылатыми демонами. Туземцы звали существ «конгамато», что значит «тот, кто переворачивает лодку» и рассказывали, что ящеры эти водятся на болотах Джиунду в районе Мвинилунга в западной Замбии, на границе с Конго и Анголой.

Местные негры рассказывали Мелланду, что у конгамато нет шерсти, кожа его гладкая, черная или бурая, а размах крыльев составляет от одного метра до двух. Самая страшная часть тела конгамато — это длинный клюв с десятками зубов. Болотные ящеры не любят людских глаз и поэтому всем, кто увидит их с воды, стараются перевернуть каноэ. Когда путешественник стал показывать туземцам изображения птерозавров, они все, как один, признали в доисторическом ящере своего жуткого врага из зеленого африканского ада. Признал его и главный вождь местности Джиунду, где якобы конгамато и водятся.

В 1925 году английский журналист-газетчик Дж. Уорд Прайс сопровождал герцога Уиндзора в официальной поездке в Родезию. В числе разных корреспонденций Прайс направил в издание статью о том, как мужчина из местных, прознавший о том, что на одном из болот водятся демоны, решил убедиться в этом собственными глазами. Отважный туземец заплыл в топь, а когда вернулся — лодки не было, а на груди зияла огромная рана, как от удара копьем. Раненый поведал, что на него напала странная крупная птица с длинным клювом. Когда туземцу показали рисунок доисторического крылатого динозавра, мужчина завопил полным ужаса воем и убежал, куда глаза глядели.

В 1942 году полковник К. Питман собрал несколько историй о крупной твари, которая живет на замбийских болотах и на которую смертельно опасно смотреть. Существо описывали, как крупную птицу или летучую мышь с длинным хвостом, свисающим почти до земли. Сообщения о летающем чудище приходили не только из Замбии, но и из неосвоенных сельским хозяйством заповедных районов гор Килиманджаро и Кения в центре черного континента.

Скептики предполагают, что все эти сказки вполне могли родиться в головах впечатлительных африканцев, которых использовали в качестве грубой физической силы европейцы-археологи, выкапывавшие перед Первой мировой войной в тропиках Танзании окаменелые кости крылатых ящеров. Но никто из танзанийцев птеродактилями не бредил — только замбийские племена, обитавшие в тысяче километров южнее места раскопок.

Лучше один раз узреть чудище своими глазами, чем сто раз выслушать истории туземцев, — решили как-то в 1932 году сотрудники Британского Музея, да снарядили в Африку экспедицию по поиску пресловутых крылатых ящеров, коих дотеле не видал воочию ни один европеец. В состав группы исследователей под началом Перси Слейдена вошел известный зоолог и писатель Айвэн Сандерсон. В горах Ассумбо, что в Камеруне, на берегу реки путешественники разбили лагерь и решили «культурно отдохнуть» — поохотиться на местную фауну. Употребляли ли при этом колонизаторы алкоголь или галлюциногены — неизвестно. Мы знаем, что Сандерсон подстрелил крупную летучую мышь, и она упала в реку. Направившись за трофеем, Сандерсон потерял равновесие в быстром течении и упал с воплем «Чёрт!». А когда поднялся на ноги, ему с берега уже кричали «Берегись!».

Остерегаться было чего — прямо на Айвэна, на уровне глаз, над водой летел призванный британцем «чёрт», черная тварь размером с орла с пастью, сияющей  редкими, но меткими белыми зубами, сквозь которые вырывалось пронзительное шипение. С перепугу зоолог нырнул под воду, а когда вынырнул, чудище с «крыльями, как у Дракулы», исчезло, появившись в поле зрения британцев снова несколько часов погодя, уже в сумерках. Вернувшись с интересной охоты, зоолог и его компаньон расспросили местных крестьян о том, что это такое черное летает над рекой и пугает белых господ, спародировав позой тела огромную летучую мышь. Камерунцы, сделав страшные глаза, ответили, что зверя они знают, и что зовут его «Олитьяу».

Что ж, олитьяу так олитьяу, подумал Сандерсон и… потерялся в догадках, самой простой из которых было то, что зоолога атаковала такая же крупная фруктоядная мышь, какую он подстрелил. Но летучие мыши данного вида не нападают на людей и цветом они не черные, а рыжие или бурые. А вот на птерозавров — да, похожи.

В 1956 году в Замбии инженер Дж. Браун, возвращавшийся из гостей на машине, остановился на берегу озера Бангвеулу, чтобы размяться и перекусить. Было примерно 6 часов пополудни, смеркалось. В надвигающихся сумерках Браун разглядел двух крылатых существ размером метр на метр, с длинным хвостом и собакоподобной головой, вооруженной зубастым клювом. Примерно в то же время 80-сантиметровых летучих ящериц видели супруги Грегор из Южной Родезии, а доктор Дж. Блейк-Томпсон рассказал о том, что какие-то крылатые крысы, нападающие на людей, якобы обитают в скальных пещерах у истоков великой африканской реки Замбези.

А годом позже в больницу у Форта Роузбери был доставлен пациент с глубокой раной грудной клетки, который пояснил, что на болоте Бангвеулу на него напала огромная птица. Туземец умел рисовать и по памяти воспроизвел облик… древнего птерозавра.

Вскоре появилась и первая «фотография» конгамато, сфабрикованная корреспондентом «Дейли Телеграф» Иэном Колвином, присланным снимать что угодно, но не криптид. Например, постройку гидроэлектростанции, якобы распугавшей всех ящеров в долине Замбези. Почти 40 лет размытой фотке охотно верили, пока кто-то придирчивый не доказал, что это подделка.

Сообщения о встречах с крупными летунами, похожими на древних рептилий, поступают в научный мир и поныне. В 1988 году конгамато 10-метрового размера «видели» в Намибии — на расстоянии 300 метров существо напоминало большой дельтаплан, парящий над пустыней.

Во всех описанных случаях людям, обуянным страхом и любопытством, не удавалось внимательно разглядеть загадочных летучих животных. То встреча была короткой, то сумерки навевали фантазии и мысли о Нобелевской премии, как минимум. На самом деле, в заболоченных районах Замбии водятся две крупные птицы, коих несложно принять за птеродактилей. Это реликтовый аист китоглав:

… и ябиру африканский или седлоклюв, не менее впечатляющий 10-килограммовый птах:

Размах крыльев у первого из кандидатов в динозавры, китоглава, достигает 2,5 метров, эта скрытная сильная птица обитает в глуши тропической Африки миллионы лет и традиционно, беззубо питается живыми ископаемыми — двоякодышащими рыбами. Людей китоглав старается избегать и достоверных историй об их атаках не бывает. Хотя видок у этого аиста решительный:

Ябиру же — животное очень красивое, особенно своим клювом. В темноте его легко спутать с рылом динозавра. Больной или сильно испуганный седлоклюв способен напасть на человека и протаранить ему грудину.

Большинство африканцев, живущих в сельской местности, очень суеверны, поэтому принять разъяренного аиста за демона, особенно в темноте, им даже приятно — будет, чем детей стращать и туристов интриговать. Увидел ябиру или китоглава — беги, голоси на всю деревню о том, что конец света близок.

Криптозоологи любят говорить о том, что если динозавры на планете где-то и сохранились, то только в Африке. На континенте этом девственных лесов становится все меньше, зато есть непроходимые болота с коварной почвой, на которую людям становиться нельзя, ибо засосет в недра земные. На болота эти никто специально за ящерами ходить не собирается — мешают опасные насекомые и всяческие лесные братья, страдающие клептоманией и каннибализмом. Африка ужасна, да-да-да, и без птеродактилей. Но всё же хочется верить, что они там водятся и склеивать ласты не собираются.

Интересное по теме
Зоофиты — необычные и неправдоподобные гибриды растений с животными
Необычные части тела, которых в наше время ни у кого нет
Топ 7 легендарных чудищ и монстров Южной Америки
Самые злые и страшные чудовища мировых религий
Мокеле-мбембе — тот, кто останавливает реки
Добар Ку — самое человекоядное чудище Ирландии
Обсудите!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Понравилось?

Поделитесь!