Бармалеи нашего времени — 2. Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга
Бокасса
2. Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга — так называемый человек и так называемое озеро
Бармалей еще тот, идеальный, хрестоматийный клептократ, последний из диктаторов эпохи Холодной Войны, правивший Заиром почти 32 года — с ноября 1965-го по май 1997-го — от рождения носил скромное имя Жозеф Дезире Мобуту. В молодости будущий маршал-миллиардер, «сталин» конголезских джунглей и «крез» черного антикоммунизма был простым полицейским стукачом, работавшим под маской журналиста на известную своими зверствами бельгийскую администрацию, а затем пошел служить в колониальную армию, где молодому, грамотному и перспективному Жозефу очень понравилось.
В 1960 году на волне борьбы за незалежнисть Мобуту выбился в начальники генштаба конголезской армии, что предрешило судьбу нашего героя — пять лет погодя в результате военного переворота (это такая штука, которая в Африке вместо выборов) 35-летний полковник стал президентом «Демократического» Конго. Имя «Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ваза Банга», которое он себе впоследствии взял, по одной из версий переводится как «Всемогущий воин, который благодаря стойкости и железной воле движется от победы к победе, сжигая все на своем пути», а по другой — просто, как «Петух, который командует всеми курами на свете».
Став лидером экс-бельгийского Конго, позднее переименованного в Заир, отморозок Мобуту Сесе Секо повел два политических курса — африканизации (заиризации) простого народа и ликвидации политических оппонентов. Африканизация означала, что всем надлежало отказаться от христианских имен и фамилий, буквально под страхом смерти, и принять какие-либо дикие ФИО, африканские, пусть даже переводимые, как «желтая какашка». Жителям запретили носить пиджаки и брюки, а президент стал единственным, кто возымел право напялить на голову шапочку из шкуры леопарда — символ власти великого вождя.
Расправы с оппонентами проводились на глазах легионов «заиризованных» подданных — для пущего устрашения. Так, казнь бывшего премьера страны Эваристе Кимба через повешение увидели «по разнарядке» 50 тысяч зрителей.
Один из конголезских революционеров, соратник убитого бармалеем Лумумбы, Пьер Мулеле вернулся в Заир из эмиграции, когда диктатор посулил ему прощение. В октябре 1968 года его схватили, и в ходе публичной казни выкололи глаза, отрезали гениталии, а затем ноги. Это было одно из самых жестоких политических убийств ХХ века.
Очистив окружение от конкурентов, Мобуту объявил себя полубогом — отцом народа и спасителем нации. Озеро Альберт на границе Заира и Уганды было скромно переименовано в «Мобуту Сесе Секо».
Мобуту воздвиг для себя несколько дворцов по всему Заиру, содержал автопарк «Мерседесов». В городе детства Гбадолите бармалей построил своего рода «копию Версаля» и шикарный аэропорт, из которого на «Конкордах» летал в Париж за шмотками и драгоценностями, да в Диснейленд — покататься на каруселях.
Дошло до того, что личное стадо породистых коров Мобуту гонял на выпас в Южную Америку, пользуясь для этого государственными транспортными самолетами. Число яхт и иностранных поместий, принадлежавших президенту Заира, сосчитать не представляется возможным.
Откуда денежки-то у Мобуту брались? От торговли полезными ископаемыми, вестимо. Нормальная зарплата в стране выплачивалась лишь военным, остальные миллионы голодранцев жили от дефолта до дефолта, от кризиса до кризиса. Наиболее предприимчивые и отчаянные граждане стали ходить в джунгли и охотится на пигмеев — ради их человеческого мяса. Ну а сам диктатор Заира прославился навеки тем, что его личное состояние к 1984 году — 5 миллиардов долларов в швейцарских банках — равнялось внешнему долгу страны. Торговля добытыми на просторах огромной экваториальной страны золотом, кобальтом, алмазами и медью велась исключительно «мимо кассы».
В 1997 году после свержения старика Сесе Секо с трона дать ему убежище согласился лишь король Марокко, с коим диктатор искренне дружил. Но на берегу Атлантики Мобуту прожил недолго, скончавшись 7 сентября того же года в Рабате от рака. Страну Заир после смерти Мобуту переименовали обратно в Демократическую Республику Конго. Изменилось ли что-либо от этого к лучшему, спросите, например, у него:
А о том, кушал ли «великий воин» людей, как это делали и делают его отчаянные сограждане в джунглях, история умолчала.
Продолжение сафари:
Продолжение страстей-мордастей:
Добавить комментарий